То, о чем так долго говорили «регионалы» во главе со своим лидером, ныне премьером Виктором Януковичем, до и после своей победы, а именно: об «обуздании» цен на нефтепродукты, похоже, не просто голословные декларации. Вчера, по крайней мере, на многих севастопольских АЗС цена на самый популярный ныне бензин 95-й марки дружно упала сразу на 10 копеек за литр. Что это — вера в реальную стратегию стабилизации в топливно-энергетическом комплексе или тактическая уловка трейдеров рынка жидкого топлива, мол, испугались и делаем шаг назад под нажимом власти. Чтобы потом отыграться? Или как?..
А нажим к концу минувшей недели на "зарвавшихся", по мнению многих, нефтетрейдеров шел нешуточный. На первой же своей пресс-конференции премьер-министр Украины Виктор Янукович заявил о намерении Кабмина 14 августа (в понедельник) встретиться с ними и подписать меморандум о стабилизации цен на нефтепродукты. При этом он, правда, отметил, предупреждая возможную критику действий правительства, что в данном случае Кабмин будет действовать сугубо рыночными, а не административными методами. По словам Януковича, правительство располагает мировой динамикой роста цен на нефтепродукты и будет исходить из нее в переговорах с нефтетрейдерами. Поэтому намерено снижать цену "путем периодических интервенций на рынке украинских горюче-смазочных материалов". "Мы будем немного демпинговать — распределять по регионам нефтепродукты, чтобы наших нефтетрейдеров опускать чуть-чуть в цене", — сказал Янукович, добавив, что правительство разработает соответствующую программу. Премьер-министр также подчеркнул, что в Украине "есть своя нефть, которая не может обеспечить стопроцентную потребность, однако может внутри государства отрегулировать цену".
Заявление Виктора Януковича тут же прокомментировали эксперты рынка: возможное подписание меморандума между КМУ и нефтетрейдерами может рассматриваться как механизм, гарантирующий стабилизацию рынка на период перехода к новому уровню цен на нефтепродукты. Они отметили, что 80% нефтяных ресурсов поступает по импортным контрактам и это определяет энергозависимость рынка Украины от мировых тенденций. В связи с этим наблюдаемые сейчас скачки цен в Украине связаны с дисбалансом внутренних и мировых цен. По этой же причине в последний месяц заметно сократились объемы импорта нефтепродуктов. Таким образом, текущий рост цен ситуативен. И главное сейчас — не допустить ажиотажного спроса и дефицита ресурса.
В контексте заявлений премьер-министра в Минтопэнерго уже в субботу, 12 августа, состоялось совещание, в ходе которого нефтетрейдеры и глава Минтопэнерго Юрий Бойко договорились о предельной цене на нефтепродукты. Представители крупнейших нефтяных компаний страны — "Укртатнафта", "ТНК-ВР-Украина", "ЛУКОЙЛ-Украина", "Альянс-Украина", "Укрнафта", "Альфа-нафта", "Нефтехимик Прикарпатья" и "Галичина" — отказались комментировать совещание. Но по информации "Деловой недели", нефтяники согласились ввести на своих АЗС до конца недели самоограничение цен на АИ-95 в размере 4,7 грн за литр и на дизтопливо — в размере 4,1 грн за литр. При этом аграриям нефтепродукты будут продавать топливо по цене ниже 4 грн за литр. Пока все это мы видим.
А до пятницы нефтяники также планируют подписать меморандум о сотрудничестве с премьером Виктором Януковичем. Так что на этой неделе будет известна окончательная цена на бензин. Правительство Украины хотело бы, чтобы цена на 95-й бензин была не выше 4.70-4.80 грн за литр. Народ и автолюбители, естественно, тоже. Но хотелось бы еще меньше!
Глава правительства отметил, что Кабмин сейчас работает над этим вопросом. "Мы хорошо понимаем, как складывается себестоимость горючего, и всегда, когда начинаешь искать на эти вопросы ответ, он находится", — подчеркнул он. Премьер-министр отметил, что Кабмин готов работать и с инвесторами, и с нефтеперерабатывающими предприятиями. Какой будет цена на бензин, Виктор Янукович пообещал сообщить в пятницу.
Сергей КОШКИН.
За первую неделю августа цены на бензин в России выросли на 1,6%. Увеличение стоимости топлива зафиксировано в 61 регионе. Государство решило не доводить рынок нефтепродуктов до кризиса. В понедельник Владимир Путин объявил о принятии решения по льготному налогообложению нефтяной отрасли. Усилия властей могут способствовать снижению цен на бензин, но не сразу, говорят эксперты. А осенью следует ждать очередного скачка цен. В среднем по России стоимость бензина возросла с 16,76 до 17,02 рубля за литр. АИ-95 и выше стоит уже больше 19 руб./л.
ПРИ КАКОЙ ЦЕНЕ НА БЕНЗИН ВЫ ПЕРЕСЯДЕТЕ НА… ОСЛА?
Н. ИВАНЧЕНКО, водитель-любитель:
— Есть несколько нюансов. На авто я бы еще мог ездить при нынешних ценах. Но тут добавляются расходы на стоянку, запчасти и другое. И уже задумываюсь, смогу ли я себе позволить содержать машину? А вообще допустимая цена топлива — 2,5 гривны, самой популярной марки А-95 — 3. При таких ценах ездить на машине еще можно.
Владимир КРИВОРУЧКА, начальник коммунальной аварийно-спасательной службы:
— При такой цене ездить на машине практически невозможно. Как частника цены на бензин бьют по моему карману. Как руководитель коммунальной аварийно-спасательной службы, я очень обеспокоен стоимостью бензина. Как в таком случае обеспечить работу спасательных катеров? С такой ценой это проблематично. Да и какие расходы теперь закладывать в бюджет? Ведь наша служба коммунальная.
Александр Васильевич, пенсионер:
— С бензином творится беспредел. Каждый день изменяются цены. И преимущественно в сторону увеличения, а не уменьшения. А тот бензин, который подешевле — А-76, — исчез. Говорят на заправках, что его нет, берите дорогой. Теперь даже на дачу проехать проблематично. За 10 км приходится отдавать на бензин 10-15 грн. Даже раз в неделю на огород для полива поехать сложно. Власть говорила, что все будет хорошо, все будет для людей. Но вижу, что на деле все дорожает.
О. ЛАПИН, инженер:
— На осла я уж точно никогда не пересяду, считаю, что так думает и большинство людей. А вот общественный транспорт будет пользоваться спросом. Таким образом, избавляешься от многочисленных забот, в т.ч. непомерных затрат на бензин.
В. ПОНОМАРЕВ, турист:
— Пора пересаживаться на велосипеды, как в Китае или Голландии. Это экологически чистый транспорт плюс спортивная нагрузка. Естественно, летом придется носить шляпы с широкими полями от солнца. А если серьезно, то надо применять экономические рычаги, чтобы остановить рост цен на бензин.
Леонид, предприниматель:
— Цена бензина входит в транспортные расходы, рост этих расходов приведет к росту цен на товары. Так что, все дорожает!