Психотерапевт Алексей ЛИНЧЕНКО: «Что сеем, то и жнем»

В прошлых беседах с севастопольским психотерапевтом Алексеем Алексеевичем Линченко мы попытались разобраться, что же определяет норму поведения обычного человека, и даже искали свою формулу счастья (см. публикацию «Не бывает счастья на халяву»). И на этот раз пришло много откликов, что еще раз убеждает в необходимости и полезности подобных бесед. На этот раз тема разговора заинтересует, наверное, в первую очередь родителей. Ведь речь пойдет о тех, кто наиболее нам дорог и любим, — о детях.- Алексей Алексеевич, все родители, понятное дело, желают своим детям счастливой судьбы. В силу профессии и богатого жизненного опыта вы, наверняка, имеете представление, как это сделать. То есть вы знаете, какие условия необходимы для ребенка, чтобы он рос психически здоровым.

— Предпосылки здоровой психики закладываются еще до рождения. Здесь очень важно единство телесного и психического здоровья. Качество будущих психических функций ребенка определяется наследственными задатками, зрелостью и здоровьем родителей, а также психологической готовностью женщины стать матерью. Хорошо, когда женщина начинает подготовку к рождению ребенка заблаговременно и под наблюдением специалиста. Это, без сомнения, признак зрелости. Рождение ребенка должно планироваться. Прегрешения, вредности, болезни, которые случаются перед зачатием и во время беременности, могут помешать нормальному развитию плода и "перевести стрелки" будущей жизни на труднопреодолимый путь. Согласно данным статистики, три процента населения страдают умственной отсталостью, больше пяти — психопатиями. Эти расстройства прежде всего связаны с нарушениями внутриутробного развития. При умственной отсталости недоразвит интеллект, при психопатиях — эмоциональная и волевая сферы.

…Я часто наблюдал, идя утром на работу, школьниц, прячущихся за гаражом: пять-шесть девочек и почему-то одного мальчика. Курят. Молча, торопливо — боятся опоздать к началу занятий. Мальчик не курит, только девочки. Какая глупая мода! Нет, не глупая, опасная, развращающая. Убежден, придет время, когда захочется стать матерью, чтобы продолжить свой род, и они будут с волнением мечтать о рождении родного, желанного, здорового ребенка. К сожалению, мечты эти сбываются не всегда. Причины разные, но заметная из них часть — грехи молодости.

Особое значение в биографии будущего человека имеют роды. Тяжелые роды, родовые травмы тоже могут привести к так называемой задержке психического развития. Но большинство детей в условиях специализированных классов и программ преодолевают отставание.

— Давайте вернемся к «благополучному» ребенку. Сейчас принято считать, что воспитание начинается сразу после рождения. Каким оно должно быть?

— Главная задача в этот период — выработать у малыша бессознательное пока еще чувство "базового доверия" к внешнему миру, который воспринимается сначала в образе матери: ее лица, голоса, глаз, улыбки, теплых рук. Немного позже — отца, родственников, друзей дома и т.д. Если по каким-то причинам у ребенка "базового доверия" не возникает, появляется чувство "базового недоверия" к миру: тревожность, пугливость, которая во взрослой жизни может проявиться замкнутостью, уходом в себя, излишней подозрительностью. Характер закладывается в самый ранний период, формируются индивидуальные особенности поведения и отношения с окружающей средой. Обогащаться знаниями, опытом и совершенствоваться человек будет всю жизнь, а вот как он это будет выполнять — определится уже в дошкольном возрасте. Родителям не следует пропускать это время, они должны помочь закрепиться тем качествам характера, с помощью которых ребенок сможет решать в дальнейшем трудные задачи жизни и добиваться поставленных целей. Это прежде всего такие качества, как целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, самоуважение, независимость.

— Очевидно, здесь самое время и место сказать пару слов родителям, возможно, дать совет.

— Хотел бы обратить внимание на следующее. Сегодня многие родители с большой ответственностью относятся к выбору детского сада, школы, педагога, где любимое чадо будет обретать знания и получать навыки рационального поведения. Такая родительская предусмотрительность вполне оправданна, но давайте уточним: обучение и воспитание хотя и родственные процессы, но не идентичные. Для обучения более важными являются знания, умения, опыт, а для воспитания — понимание, чувство душевного единения, сердечность, терпимость. Я сомневаюсь, что у школьного педагога хватит этого душевного потенциала на 30-40 душ класса, а таких классов за день может быть и 4, и 5, и больше. Родителям важно это осознавать и находить силы и время вкладывать в потомство, как в копилку, то лучшее и достойное, чем обладают сами. Что положите, то и взять сможете.

— Часто родители жалуются на детей в подростковом возрасте. Дескать, не слушаются, грубят…

— Действительно, подростково-юношеский этап самый бурный. Его еще называют пубертатным. Он делится на две фазы: негативную и позитивную. Негативная характеризуется выраженной психической дезинтеграцией, нестабильностью: беспокойство сменяется раздражительностью, тревожность — агрессивностью, приступы бунтарства — метаниями, меланхолией. Такое состояние может продолжаться от нескольких месяцев до года. Позитивная фаза наступает постепенно. Психические реакции, поведение принимают устойчивые формы, складывается определенный облик личности, отмечается тенденция к самоутверждению. Психологический портрет наполняется такими характеристиками, как потребность в человеческой близости, доверительной, интимной, или, например, обостренным интересом к искусству, к природе, неутолимой жаждой новых знаний. Характерным для этого периода являются обновленное самосознание, чувство собственной неповторимости и открывшихся возможностей своего "я".

— Вы говорите все правильно, но зачастую сами родители молоды и неопытны. Им не дано предвидеть результаты тех или иных своих действий. Проблемы на работе, финансовые затруднения, так называемые сердечные дела трудно пережить даже очень психически устойчивому человеку.

— Вся наша жизнь складывается из последовательных, сменяющих друг друга этапов. Переход от этапа к этапу характеризуется заметными изменениями психики и поведения. Ведь здоровая психика — это не дар природы однажды и навек. Это тонкий универсальный инструмент, использование которого требует соблюдения определенных правил. Важно понять, что каждый из нас видит окружающий мир таким, каким он его хочет видеть, и поэтому гуманное, доброжелательное отношение к окружающему (в первую очередь к своим близким) делает нас более благополучными и даже счастливыми. Каждый из нас по-своему встречает "сюрпризы" жизни и разрешает их исходя из собственных возможностей, но очень важно уметь выстраивать гармонические отношения с окружающими, уважать общепринятые нормы поведения. Это есть нормы психического здоровья. Проще говоря, это неписаные нормы бытия.

Другие статьи этого номера