Александр Городницкий. Академик и бард

Вряд ли где-нибудь еще можно встретить подобное явление: ученый, доктор наук, академик и… автор, исполнитель любимых народом песен. Неудивительно, когда человек поет в молодости в походах и экспедициях. Ну а если поет в зрелом возрасте, чередуя научные симпозиумы, международные конференции с фестивалями авторской песни?! Поет (с большим удовольствием!) в концертном зале, на приморской набережной, на зеленой поляне, на борту научного судна… Как это совместить?Конечно же, я веду речь об Александре Городницком. И потому не стоит удивляться, что сразу же по окончании фестиваля "Балаклавские каникулы" Александр Городницкий отправился в Питер, куда его пригласили на встречу барка "Товарищ", пришвартовавшегося в родной гавани по окончании годичного рейса. Кто же лучше Александра Городницкого поймет чувства и настроения моряков, вернувшихся на родную землю после суровых испытаний в океане!

Выпускник Ленинградского горного института Александр Городницкий очень быстро сменил сухопутную геологическую разведку на морскую. А север и Памир — на Атлантику и Тихий океан. И вот уже как сотрудник Института океанологии Городницкий стал участвовать в научно-исследовательских рейсах на паруснике "Крузенштерн", на современных научно-исследовательских судах "Мстислав Келдыш", "Дмитрий Менделеев", "Витязь", "Академик Курчатов". На обитаемых подводных аппаратах "Мир" и "Пайсис" он погружался в глубины океана. Он искал подтверждение теории дрейфа материков и обнаруживал под базальтовым слоем океанского дна еще один слой, а это позволяло говорить если не о дрейфе материков, то о дрейфе плит. Он обосновывал петромагнитную модель океанической коры, участвовал в открытии биоэлектрического эффекта фитопланктона… Это все — из области его научных исследований. Но они всегда были неразрывны с рождающимися в экспедициях песнями.

Романтик и энтузиаст, Городницкий восторженно вбирал в себя новые океанские впечатления. Они оказались сродни его детским мечтаниям в дни холодной и голодной ленинградской блокады. Сказочные острова: малые Антильские, остров Гваделупа, Геркулесовы столбы… Кстати, Городницкий мечтал найти Атлантиду и предполагал, что она находится в тех местах, где плавал Одиссей. В прошлом году, тоже в августе, после закрытия "Балаклавских каникул" Александр Городницкий выступал с докладом "Легенды об Атлантиде и современная наука о Земле" на VI конгрессе Русского географического общества.

Совершенно естественно на своих авторских вечерах Городницкий то и дело перемежает песню с научной информацией. И, например, задается вопросом: можно ли предсказать землетрясения?

— Поскольку я свободное от песен время провел в среде геофизиков, — шутит он, — то много размышлял над этим вопросом. И над многими другими. И потому сейчас подготовил для канала "Культура" (по пятницам) большой цикл из 26 научно-исследовательских фильмов. Каждый из них поднимает определенную проблему. В передаче представлены две точки зрения, борются две группы ученых. Каждый фильм сопровождается моей песней по поднятой проблеме. Так вот, о предсказании землетрясений. В фильме священник спорит с крупнейшими учеными, и в результате выясняется, что предсказать нельзя, поскольку это промысел Божий. Мы знаем, где оно может произойти, но не знаем, когда. Или была такая интересная тема, близкая Севастополю, "Когда взорвется Черное море?" Известно ведь, что в Черном море осталось всего 100 метров чистой воды. А остальной слой заражен сероводородом. Конечно, сегодня никто не даст ответа на этот вопрос, но если это произойдет, то будет экологическая катастрофа. Или другие интересные вопросы, которые легли в основу телепередач: почему "горело" Черное море? Кто сожрал черноморскую рыбу? Или такой фильм: "Когда утонет Санкт-Петербург?", который ужасно взволновал моих земляков. В этом фильме тоже спорят два ученых. Один уверяет, что утонет ("и потому бесполезно заниматься строительством, Нева — это пролив, а не река"). Другой собеседник категорически возражает. Или вот такая тема была поставлена в центр очередной передачи: "Что нас ожидает впереди: всеобщее потепление или всеобщее похолодание?" При потеплении, которым нас всех пугают, поднимется, мол, уровень океана, уйдут под воду города, в том числе Севастополь, Лондон, Нью-Йорк. Или, наоборот, случится похолодание. Кстати, я являюсь сторонником теории похолодания и считаю, что похолодание лучше, чем потепление. И вот почему. Последнее похолодание в историческое время было в начале XVII века в Европе. Тогда замерз Босфор. Замерз Гибралтар. Адриатика замерзла. В Венецию товары возили по льду. И самое интересное, что на Руси в 1604 году Москва-река замерзала на Яблочный Спас, т.е. 19 августа. И по всей русской земле были неурожай, голод, мор, конечно. И… полетело правительство Бориса Годунова. Так вот, оказывается, в чем истинная причина политического переворота. А потом уже поляки и пр. Вот почему, я думаю, похолодание мы с вами переживем. Если в XVII веке выдержали, то и сейчас не страшно. А к сценарию фильма о похолодании я написал лирическую песенку "Скоро-скоро придут холода".

Александр Городницкий исполнил эту новую песню на встрече в Деловом и культурном центре. И другие новые. И, безусловно, любимые старые. Причем каждая песня сопровождалась рассказом об истории своего создания. Хотя многие из этих легенд мы уже слышали ранее, но все равно с удовольствием внимали остроумному изложению автора. В самом деле, разве неудивительная судьба выпала на долю песни "На материк", которую буквально с самого ее рождения в 1962 году считают народной! Про ее автора вначале ничего не знали. И если песни Окуджавы, Галича, Высоцкого мы слышали в исполнении Окуджавы, Галича и Высоцкого, то песни Городницкого приходили в различных записях и интерпретациях. Кто только их не пел! И лишь спустя годы и десятилетия народ встретился с подлинным автором, хотя со всех сторон раздавались уверения, что безымянный автор сгинул в сталинских лагерях под Норильском.

Ну а другая потрясающая история — о шутливой песне "Жена французского посла". История придуманная, смешная. Но в результате автора надолго лишили заграничной визы как человека, который якобы своим поведением скомпрометировал дружеские отношения двух государств.

Вот такие песни. И такие истории. И такой замечательный ученый, который не может не сочинять песни и для себя, и для нас.

Другие статьи этого номера