Львов покоряет севастопольскую «Ракушку»

Воскресный вечер. Концертная площадка «Ракушка» на Приморском бульваре вдруг взрывается от аплодисментов и криков «Браво!» На короткое мгновение артистов охватили легкое волнение и некоторая растерянность от такого неожиданно теплого приема. Видно, что в Севастополе они выступают впервые. На самом деле тем, кто в это время оказался на «Ракушке», неслыханно повезло, ведь для них пели солисты львовского ансамбля «Ретро» — заслуженная артистка Украины Леся Боровец и лауреат международных конкурсов Мирослав Цюпак, а партию фортепиано исполнял известный украинский композитор, дирижер и руководитель ансамбля Ростислав Демчишин. Львовский ансамбль «Ретро» хорошо знают в Европе и США. Севастополь познакомился с ансамблем впервые, и, судя по восторгу публики, выступление прошло успешно. После концерта мы встретились с артистами. Как настоящий дирижер и руководитель ансамбля с самого начала нашего разговора бразды правления взял в свои руки Ростислав ДЕМЧИШИН.- Ростислав Петрович, как вам Севастополь и севастопольская публика?

— Севастополь — прекрасный город, а люди здесь такие же приветливые и открытые, как и во Львове. Мы уже давно мечтали приехать в ваш город с концертом, но именно сейчас настал тот момент, когда необходимо глубоко осознать, что Украина у нас одна. Наш концерт в Севастополе — это своеобразная маленькая миссия единения, шаг к пониманию друг друга через культуру, через песню. "Ретро" выступал в Европе, около трех лет гастролировал по Соединенным Штатам, но скажу вам прямо: мы нигде и никогда так сильно не волновались, как перед выступлением в Севастополе. Мы не знали, как после всех этих политических событий, расколовших страну, отреагирует севастопольская публика на ансамбль, приехавший из Львова. Но… наши волнения оказались совершенно напрасными. Севастопольцы и гости города встретили нас тепло, долго аплодировали и даже пели вместе с нами украинские песни.

Мы постарались составить программу таким образом, чтобы показать, что музыкальная культура независимо от национальной принадлежности есть ключ к пониманию и объединению. Севастопольцы одинаково хорошо воспринимали Шуберта ("Аве Мария"), классический джаз, певучесть украинских степей. Концерт мы закончили песней "Україна є, Україна буде", написанной мною на слова Зои Ружин к 10-летию независимости Украины. Эту песню исполнял хор из 2000 человек во Дворце "Украина" на юбилее независимости. Еще один знаменательный факт: поэтесса родом из Восточной Украины (Днепропетровщина) , а я — из Западной. Очень приятно, что после исполнения этой песни нас приветствовали россияне. Это еще раз показывает, что среди простых людей нет никаких языковых и национальных барьеров.

В общем, мы довольны результатом и думаю, что в скором времени обязательно приедем на гастроли в Севастополь в своем полном составе — с квартетом и оркестром. Хочу отметить, что наш приезд и этот небольшой концерт состоялись благодаря помощи и поддержке севастопольца, народного депутата Украины Юрия Триндюка. Огромное спасибо Юрию Григорьевичу за возможность ближе познакомиться с севастопольцами. Кстати, думаю, львовянам было бы также интересно посмотреть Ансамбль песни и пляски ЧФ РФ. Я даже готов посодействовать в этом.

— Ростислав Петрович, как вам удалось успешно выступить на необорудованной, открытой площадке без акустики, без аппаратуры?

— Севастопольская "Ракушка" — это уникальное место. Здесь есть то, чего нет ни в одном концертном зале: близость зрителя, атмосфера духовного воссоединения. Поверьте, для настоящего артиста возможность войти в духовную связь со зрителем, слушателем — это самое главное, это то, ради чего он вообще выходит на сцену! Если говорить с технической точки зрения, то в нашем ансамбле сильнейшие голоса. Перед севастопольцами пели заслуженная артистка Украины Леся Боровец и лауреат международных конкурсов Мирослав Цюпак. Настоящий профессионал может петь и в поле, и в концертном зале, и на стадионе, с аппаратурой и без. К примеру, свой первый концерт в Соединенных Штатах мы дали в кафедральном соборе.

— Ростислав Петрович, почему ваш ансамбль называется «Ретро»?

— Наверное, с этого нам нужно было начать разговор, но впечатления от выступления на "Ракушке" взяли верх. Создавая ансамбль, мы выбрали направление на поиск и воссоздание давно забытой или утерянной украинской песни, музыки 20-х, 30-х годов. Так и получилось закономерное название "Ретро". Кроме того, я считаю, что ретро — основа нашей культуры. Это как история: народ, который забывает свою историю, перестает существовать. Вот мы и занимаемся восстановлением нашей истории, своего рода реставрацией украинской песни и музыки. Наверное, не все знают, когда впервые прозвучал Гимн Украины в исполнении симфонического оркестра. В 1990 году я был художественным руководителем и главным дирижером Галицкого симфонического оркестра. Седьмого апреля 1990 года мне позвонил Вячеслав Черновил и сказал: "Ростислав, срочно нужна оркестровка Гимна Украины". Я за ночь расписал всю партитуру для оркестра, 8-го — одна репетиция, и уже 9 апреля во Львовском оперном театре впервые зазвучал Гимн Украины. И тогда же над куполом театра впервые был поднят Государственный флаг Украины. Вот вам и история, вот вам и культура, вот и государственность.

— Ростислав Петрович, ваш ансамбль занимается своего рода возрождением национальных исторических ценностей. Скажите, почему сегодня так остро стоит вопрос о сохранении или защите культурного наследия Украины и украинского языка?

— Думаю, украинскую культуру и язык уже пора не сохранять или защищать, а возрождать. Возрождать то, что было потеряно, забыто, развивать то лучшее, что мы приобрели за годы независимости. Это процесс поступательный и долгий. Нужно прививать любовь к Родине, к ее культурному наследию, к языку, начиная со школы, а возможно, и с детского сада. Любые запреты и декларации, рассчитанные на мгновенный эффект, только тормозят процесс переформирования сознания человека. Как говорится, всему свое время, а национальный вопрос — это тонкая политика, в которой спешить — только вредить. Огромную отрицательную роль здесь сыграла и коммерциализация культуры. Если культура развивается только в направлении получения шальных доходов, то о каких тогда национальных ценностях можно говорить? Поем под "фанеру", танцуем полуголые и пьем пиво. На киностудиях вместо фильмов снимаем клипы, а в театр или оперу ходим лишь для того, чтобы засветиться в нужном обществе. Поэтому, чтобы не потерять своей национальной самобытности, нужно начинать с перестройки человеческого сознания. Ну а лучшее место для этого — школьная парта.

— Ростислав Петрович, что бы вы хотели пожелать севастопольцам?

— Любите свой город, любите свою страну и не верьте тому, что вам рассказывают политики о "западенцах". Приезжайте во Львов, у нас такие же гостеприимные, открытые люди, как и в Севастополе. Украина у нас одна, и я желаю всем нам в ней процветать.

Другие статьи этого номера