Долг платежом красен…

За первые семь месяцев этого года подразделениями взыскания Севастопольской налоговой службы привлечено в госбюджет 14,5 млн грн просроченных налогов — на 67% больше, чем за аналогичный период прошлого года. До конца года налоговики планируют направить в государственную казну еще пять миллионов гривен. Таким образом, поступления из Севастополя в бюджет Украины за год увеличатся по сравнению с 2005-м на два с половиной миллиона гривен и составят порядка двадцати миллионов.По словам заместителя начальника отдела погашения просроченных налоговых обязательств ГНА в Севастополе Виктории Яновской, на начало текущего года задолженность в сводный бюджет в нашем городе составляла 53 млн грн, а в государственный — более 46 млн грн, — не смогли погасить налоговую задолженность 422 предприятия. За прошедшие семь месяцев количество предприятий, неспособных рассчитаться с бюджетом, снизилось на 23, однако налоговая задолженность в целом увеличилась и составляет 55,6 млн грн. При этом 44 млн грн из этой суммы налоговой задолженности числится за 17-ю субъектами предпринимательской деятельности. Наибольшая приходится на ОАО "Сэндмаркет-холдинг" — более 26 млн грн, ОАО "Севастопольгаз" — около 3 млн грн, СГП "Атлантика" — 3 млн грн, ОАО "СГС плюс" — более 2 млн грн, ГП МОУ "102 ПЭС" — около 2 млн грн, ООО "Югторг" — более полутора миллионов гривен.

Виктория Яновская утверждает, что одна из основных задач налогового управляющего — правильно организовать работу с плательщиком: разъяснить положения законодательных документов, регулирующих вопросы погашения налоговой задолженности, предупредить об ответственности за невыполнение его обязательств перед бюджетом, чтобы плательщик смог самостоятельно рассчитаться.

Если у налогоплательщика существует угроза возникновения налогового долга и есть экономическое обоснование возможности погашения обязательств перед бюджетом или увеличения налоговых поступлений в казну, предприятию может быть предоставлена рассрочка или отсрочка выплат.

В настоящее время активно разрабатывается механизм ликвидации дебиторской задолженности. Он положительно скажется и на поступлениях в бюджет, и на хозяйственной деятельности предприятий.

Таким образом, существует ряд возможностей по оздоровлению финансового состояния плательщиков налогов. Конструктивный диалог должников с представителями налоговых служб способствует максимальному удовлетворению интересов и предприятия, и государства. И с каждым днем все большее количество субъектов предпринимательской деятельности по-деловому воспринимают разъяснения налоговиков. С начала текущего года 9,7 млн грн — 55% от общей суммы погашения налоговой задолженности — севастопольские предприятия-должники внесли самостоятельно. В предыдущие годы этот показатель не превышал 40%.

Если же субъекты предпринимательской деятельности не рассчитываются добровольно, то задолженность взыскивается в установленном законом порядке. Под принудительное взыскание могут попасть принадлежащие должнику как движимые, так и недвижимые активы. Законодательство также предусматривает, что ряд операций с активами будет затруднен или запрещен вовсе. За самовольное осуществление операций, требующих согласования с налоговой службой, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности как за умышленное уклонение от уплаты налогов, а к самому предприятию применены штрафные санкции и наложен административный арест на имущество. Так, предприятие, имущество которого находится в налоговом залоге, прежде чем принять вексель в качестве платы за отгруженный товар, выполнение работ или услуг, заключить договор аренды залоговых активов, должно будет получить согласие налогового управляющего.

К должникам, длительное время не рассчитывающимся с бюджетом, прежде всего к тем, у которых отсутствуют активы, применяется и такая мера воздействия, как инициирование банкротства. Однако возбуждение производства по делу о банкротстве не нацелено на ликвидацию действующего субъекта предпринимательской деятельности. Напротив, действующее законодательство предоставляет ему широкие возможности таким образом восстановить платежеспособность, благодаря применению ряда предупредительных мер — поруки, мирового соглашения, рассрочки налоговых обязательств, досудебной санации и прочих. Например, в плане санации СГП "Атлантика" не только учтены интересы государства и прочих кредиторов, но и прогнозируется полное восстановление платежеспособности предприятия. А в процедуре банкротства ГП "ЧНИИ ТС" для оздоровления его финансового состояния заключено мировое соглашение и предприятию предоставлены рассрочка по платежам в бюджет и целевые фонды на два года. В настоящее время график рассрочки выполняется в установленные сроки и в полном объеме. В целом же 33 субъекта хозяйствования находятся на различных стадиях банкротства. Удельный вес их задолженности составляет около 38 млн гривен — 66%.

Добровольная уплата налогов — один из показателей развитого цивилизованного общества. Хозяйственная деятельность в условиях рыночной экономики требует от предпринимателей грамотности в вопросах налогового законодательства и ответственности за своевременную уплату налогов. Председатель ГНА в Севастополе Александр Трахачев высказывает предостережение руководителям предприятий-должников: не следует пренебрегать городскими и государственными интересами. Непонимание или нежелание понимать значимость своевременного и точного выполнения налоговых обязательств ставит под удар бюджетное финансирование социальных программ, сказывается на работе больниц, школ, детских садов, на выплатах заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

Другие статьи этого номера