Пятнадцать лет назад Дмитрий Крошицкий, внук знаменитого Михаила Павловича Крошицкого, чье имя сегодня носит наш городской Художественный музей, уехал в Америку. Думал, что навсегда. Но пути Господни, как известно, неисповедимы. Сегодня в музее, носящем имя деда, проходит его фотовыставка.Детство Дмитрия прошло в Севастополе. Он окончил обычную общеобразовательную школу, поступил в приборостроительный институт, но затем, словно по какому-то наитию, в срочном порядке перевелся в Ленинградский политехнический. Там, будучи студентом-первокурсником, в День смеха, то есть 1 апреля, познакомился со своей будущей женой Людмилой. "Шутка" оказалась на всю жизнь.
Когда после развала Советского Союза на родине Людмилы, в Приднестровье, началась межнациональная война и все вокруг, казалось, как с ума посходили, родственники жены предложили переехать на постоянное место жительства в Америку. И супруги решились, уже имея к тому времени на руках маленького сына.
Чужая страна не ждала их, раскрыв объятия. Наоборот, если на родине уже была как-то налажена жизнь и всегда можно было рассчитывать на чью-то помощь, то здесь молодые Крошицкие оказались абсолютно никем и, конечно, были обречены на материальные трудности. Приходилось и учиться, и работать, и подрабатывать одновременно.
Но кем бы ни работал Дмитрий: программистом, инженером-компьютерщиком, администратором, он никогда не прекращал своего увлечения фотографией. Ведь это было его любимым занятием еще со школьной скамьи. Интересно, что в свое время его дед, художник Михаил Крошицкий, тоже серьезно увлекался фото. Возможно, именно так проявились в натуре внука гены деда.
Постепенно хобби вытеснило все. Смотреть на мир через видоискатель фотоаппарата стало повседневной потребностью. Он мог часами искать подходящий ракурс, порой вызывая нетерпеливое недоумение даже у жены. И раз уж никак с этим бороться было нельзя, решили превратить увлечение в работу и подчинить этому занятию жизнь семьи. Около семи лет назад они впервые отправились вдвоем посмотреть мир и показать его другим людям посредством фотоискусства.
Сегодня Дмитрий Крошицкий называет себя человеком мира, для которого не существует ни государственных, ни административных границ. Он был одновременно туристом и репортером в Венеции, Риме, Париже, Лондоне, Рио-де-Жанейро и во многих других всемирно известных городах. И в каждом он искал то самобытное и исключительное, что позволяет не перепутать это место на планете с каким-либо другим. Его фотоработы — настоящие, яркие, наполнены содержанием. Это не просто застывший на фотопленке миг, а современная, полная самой разной информации реалистичная картина, позволяющая увидеть другой город, иной уклад жизни. И, конечно, особое место в фотогалерее Дмитрия Крошицкого занимает любимый Нью-Йорк. Его фоторабота "Зима в Центральном парке" была выкуплена крупным издательством и распространена как рождественская открытка по всему миру.
Вот как написала о Дмитрии американская русскоязычная газета "Новое русское слово": "Дмитрий Крошицкий нашел свою нишу на гигантском фоторынке Нью-Йорка, где без малого 70 тысяч человек объявили во время последней переписи, что их специальность фотография. В городе, где сосредоточены штаб-квартиры ведущих новостных компаний мира и главных модельных агентств, трудятся лучшие в мире фоторепортеры, фэшн-фотографы, фотопортретисты и специалисты, легко превращающие скромный семейный праздник во вселенское событие. Дмитрий Крошицкий смог оставить свой след, импринт, который вошел в гигантский фотоальбом Нью-Йорка, рассыпанный по всей нашей планете в виде поздравительных открыток и фотографий".
Примечательно, что свою фотовыставку Дмитрий Крошицкий приурочил к 50-летию возвращения художественной галереи в Севастополь, чем мы тоже отчасти обязаны его деду. Ведь именно он, Михаил Крошицкий, чье имя с 1991 года носит музей, спасал в годы Великой Отечественной войны наше бесценное художественное наследие. В это же время под бомбежками погибли его мать и маленький сын, но, несмотря на тяжелое личное горе, Михаил Крошицкий оставался верным служебному долгу. После окончания эвакуации экспонаты вернулись в Крым, но так как Севастополь оказался полностью разрушенным, было принято решение разместить художественную галерею в Симферополе. И, возможно, она бы оставалась там и по сей день. Но, как рассказала нынешний директор Художественного музея Н.А. Бендюкова, Михаил Павлович Крошицкий в течение десяти лет убеждал партийное руководство того времени в необходимости возвращения коллекции в Севастополь, в город, которому художник был беззаветно предан до конца.
И, наверное, не столь важно, что его внук обрел постоянное место жительства за океаном. Главное, что сегодня он с нами душой. Дмитрий Крошицкий дарит свою коллекцию Художественному музею, при этом средства от продажи отдельных работ будут переданы им на благотворительные цели.