Льгота замедленного действия

Наконец-то спустя почти полугодие в наших районных управлениях труда и соцзащиты населения бурные реки очереди на установление статуса детей войны превратились в ручейки. И это несмотря на то, что еще ранней весной 2006 г., например, из Ленинского управления в бухгалтерии четырех ведущих городских предприятий, ответственных за поставку населению энергоносителей всех профилей, отправлено письмо с приложением первого эшелона списков детей войны — на предмет перерасчета оплаты коммунальных услуг начиная с 1 января текущего года.Делалось просто: в расчет брались дата рождения и адрес, по которому выдается пенсия, т.е. данные пенсионного фонда, заложенные, так сказать, "в первых строках" компьютерной программы.

Казалось, серьезные проблемы исключались. Ежемесячно списки "новобранцев", льготников данной категории, в районных управлениях труда и соцзащиты обновляются и отправляются в адрес коммунальных предприятий. То есть схема вроде бы работает. Однако многие из тех, кто уже прошел, казалось, регистрацию в районных управлениях, кому проставили, наконец, в пенсионное удостоверение желанный штампик "Ребенок войны", льготами так и не пользуются. В чем же загвоздка?

Причин несколько. Одна из них — несовершенство компьютерной базы, конкретно — программы, спущенной из Киева. Даже если пенсионер предоставил в полном объеме необходимые документы — и "живьем", и в виде ксерокопий, — нужно, оказывается, позаботиться и о всех членах семьи, зарегистрированных по адресу льготника, а именно: дополнительно сделать ксерокопии первой страницы паспортов, скажем, супругов и детей, их идентификационных кодов, не забыть прописать и даты выдачи этих паспортов. В ином варианте машина отказывается обрабатывать документы… с "прочерками". Город эту проблему пока решить не в силах.

Далее вопрос уже упирается в личную дисциплину льготников. Позади у пенсионера — очереди, талончики, сбор всех документов, наконец, факт появления в пенсионном удостоверении штампика "Ребенок войны". Но жизнь идет, кое-что меняется. К примеру, у человека появляется право на иную льготу. Тут обязателен перерасчет, ибо большая льгота (по титулу конкретных сумм в гривнах) автоматически поглощает меньшую. Позиций перемен набегает порой не так уж мало: смена адреса, изменение состава семьи, установление новых приборов учета (газа, эл. энергии, воды, тепла), наконец, смена гражданства, ведь ребенком войны может быть лишь только гражданин Украины. Так что все пенсионеры просто обязаны по мере необходимости вносить коррективы в личные дела детей войны. Но это делается не всегда и далеко не всеми.

Третья проблема — в исполнительской дисциплине предприятий коммунального профиля, где списки льготников вышеуказанной категории пухнут из месяца в месяц. Конечно, в итоге — к концу года — все должно, как говорится, устаканиться. Но некоторые хозяйственники предприятий, поставляющих газ, воду, тепло, электроэнергию, не сильно спешат строго выполнять закон "О детях войны", предусматривающий с 1 января 2006 г. введение 25-процентной скидки оплаты почти по всем коммунальным позициям из расчета на одного льготника.

Скажем, в ОАО "ЭК "Севастопольэнерго" подошли к вопросу более или менее серьезно. В почтовых уведомлениях четко обозначены графа по новой льготе и перерасчет с 1 января 2006 года.

В ГКП "Севгорводоканал", кажется, также внесли в компьютерные программы требуемые коррективы. Но извещениями тут народ не балуют. Посему пенсионерам надо непременно приходить на сверку и убеждаться, что теперь платить за 1 кубический метр воды им, оказывается, надо будет меньше (хотя порой это не достигает и одной гривны).

"Мудрее" всех решили в КП "Севтеплоэнерго" СГС. В уведомлении об оплате за текущий месяц "вкралась" интересная строка: "Перерасчет по социальным тарифам будет произведен по мере поступления списков. Просьба оплатить задолженность!".

Социальные тарифы, надо полагать, касаются и детей войны? Или в КП "Севтеплоэнерго" СГС имели в виду нечто другое? Потому как на многих пенсионеров — детей войны списки уже поступили в бухгалтерию тепловиков, но определенные законом коррективы в сумму, предъявленную к оплате, не вносятся.

Газовики вообще никаких извещений не высылают, все проблемы решаются в ходе сверки. В негативном варианте и газ запросто могут отключить.

И тут мы подошли к очень животрепещущей проблеме: как с минимальными потерями нервов и времени добраться льготнику до заветного сверочного окошечка?

Лучше всех в этом плане дело поставлено в абонентском отделе КП "Севтеплоэнерго" СГС, что на ул. Н. Музыки. Душа радуется — у всех окошечек всегда "толпятся" от силы два-три человека, сверка ведется квалифицированно и оперативно.

Несколько "гуще" очередь в ОАО "ЭК "Севастопольэнерго". Но здесь, правда, позаботились о районных пунктах. К примеру, в здании водоканала работает расчетный пункт Ленинского района.

Значительно хуже со сверкой в ГКП "Севгорводоканал". Почти во всех шести окошечках почему-то одинаковый перерыв на обед. Люди занимают по нескольку очередей, и сверка здесь, как правило, отнимает у человека целый час, а то и более.

Но водоканальцы, право слово, просто приготовишки по сравнению с авторами системы расчетов и сверок в ОАО "Севастопольгаз". Здесь, на ул. Гидрографической, действует на первом этаже единый расчетный центр. 6 сентября 2006 г. автор этих строк в 11 часов дня был… 95-м по очереди. Говорят, что это не рекорд. Одна из женщин в очереди заявила, что она пыталась в конце августа занять очередь. Не поленилась — пересчитала: которая же она в хвосте? Вас цифра 110 не впечатляет?

Так что "убить" полтора-два часа для многих из нас на этом уважаемом предприятии далеко не феноменальный факт.

Мы пытались выяснить у начальника службы расчетов за газ в ОАО "Севастопольгаз" господина Саватеева, почему здесь в чести такие дикие очереди, как, скажем, за мясом в уже далекие 80-е годы прошлого века. На взгляд Анатолия Константиновича, все у них нормально и цивильно. Просто люди неудачно сходятся в одно и то же время.

Сотни плательщиков за газ подтвердят, что это далеко не так. Просто организация процесса сверки здесь явно устарела. Скажем, от человека, подавшего заявку на узаконивание колонки или на установку газового счетчика, требуется документальное подтверждение отсутствия долга перед ОАО "Севастопольгаз". И люди, уже подавшие заявку, вынуждены дополнительно простаивать час-полтора в сверочной очереди. Зачем? Почему техник той же монтажной группы в рабочем порядке не может установить (без всякой очереди, вестимо) факт наличия или отсутствия долга у заявителя и проставить соответствующую "галочку" синим или красным карандашом? А если уж обнаружится долг — ввести эту сумму в наряд отдельной строкой, разумеется, с согласия пользователя.

Так что по поводу многих проблем у нас нет резона гневно возводить очи в сторону вышестоящего Киева. По большому счету, следует поднять на более высокую планку исполнительскую дисциплину как специалистов, имеющих отношение к легализации льгот, так и самих льготников. Не следует, право слово, гнать шары лишь в одну лузу.

Другие статьи этого номера