Ирина СЕЛИВАНОВА : «Проблемный» ребенок — понятие относительное. Может, это не у нас с детьми проблемы, а у наших детей проблемы, а мы этого не замечаем?»

Порой даже хорошие родители не всегда знают, что именно полезно или вредно их ребенку в тот или иной период его жизни. Чтобы помочь взрослым справиться с «подростковыми» проблемами, в нашем городе на базе Севастопольского городского гуманитарного университета создан центр практической психологии и социальной работы (ЦППСР).Мама 12-летней Насти мечтала о том, чтобы ее дочь была отличницей. И девочка изо всех сил старалась оправдать ее ожидания. Однако со временем с Настей начали происходить необъяснимые вещи: добросовестно выучив урок с вечера, на другой день девочка не могла ответить его учителю. А у родителей 11-летнего Сережи была другая проблема. В классе, где учится мальчик, постоянно бывают драки. Причем непосредственным их участником являлся Сережа. Мама мальчика не знала, как реагировать на происходящее: то ли советовать сыну и дальше давать сдачи "обидчикам", то ли требовать, чтобы он не вступал в конфликты.

— Когда к нам за советом обратилась мама Насти, мы сразу же предположили, что виной всему — школьная тревожность, — говорит заведующая ЦППСР Ирина Селиванова. — Такая особенность поведения может объясняться разными причинами. Одна из них — переживание беспомощности, незащищенности. В данном случае причиной возникновения тревожности стал внутриличностный конфликт, связанный с оценкой собственной успешности в обучении плюс нарушение взаимодействия со сверстниками и учителем. Были проведены индивидуальная коррекция с ребенком, беседа с педагогом, родителями, в результате чего удалось снизить проявление тревожности у девочки. В случае с Сережей также важно было разобраться в причине происходящего. Разговор с ребенком, учителями, родителями других детей показал, что с помощью драк ребенок стремился завоевать авторитет, показать свою силу и власть, и все это происходило из-за заниженной самооценки. Была проведена индивидуальная работа с ребенком и даны рекомендации маме.

— Ирина Ивановна, с теми или иными проблемами в школе сталкиваются многие ребята. Насколько опасна школьная тревожность?

— Школьная тревожность требует особого внимания, так как она отрицательно влияет на все стороны жизни ребенка: учебу, общение, здоровье, общий уровень психологического благополучия. Психологические проблемы в той или иной степени решают множество психологических служб города: медико-психолого-педагогическая комиссия, психологическая служба школы, психологи центра социальных служб для детей, семьи и молодежи, частнопрактикующие психологи. Однако у каждого ведомства есть свои специфика и приоритетные направления в работе. Так, медико-психолого-педагогическая комиссия занимается в основном диагностикой уровня развития детей с медицинской точки зрения. Работа психологической службы школы направлена на решение общих учебных задач и отдельное консультирование. Центр социальных служб для детей, семьи и молодежи занимается в большей степени неблагополучными семьями. А вопросы индивидуальной коррекции и реабилитации, повышения психологической грамотности педагогических работников и защиты их психического здоровья выпадают из поля деятельности перечисленных ведомств. Бывают случаи, когда родителям и педагогам просто некуда обратиться, чтобы получить быструю квалифицированную помощь.

— Поэтому и было решено создать ваш центр?

— Да. В канун нового учебного года на базе Севастопольского городского гуманитарного университета был создан центр практической психологии и социальной работы. Наш адрес: ул. Николая Музыки, 5. Хотелось бы отметить, что одной из примет нашего времени становится повышение интереса и внимания к психологии как к науке, помогающей людям разрешать разнообразные жизненные задачи. Поле применения психологических знаний обширно — это и бизнес, и политика и, конечно же, образование, отношения родителей и детей, педагогов и родителей, педагогов и учеников. Сегодня важно уметь строить конструктивные отношения друг с другом. К сожалению, как показывает опыт практической психологической работы с детьми и семьями, даже хорошие родители не всегда знают, что именно полезно или вредно ребенку в той или иной период его жизни. Желая сделать как можно лучше, они не только не помогают, но иногда вредят своему малышу или портят отношения с подростком.

— И тогда на помощь приходит психолог с рецептами от проблем?

— Не ждите от психолога готовых рецептов, их просто не может быть! В каждом конкретном случае за тем или иным проявлением неординарного поведения ребенка стоит своя причина. Когда человек знает, почему ребенок ТАК себя ведет, уходит часть напряжения, становится легче найти выход из сложившейся ситуации. По сути, "проблемный" ребенок — понятие относительное. Обычно родители жалуются на свои проблемы с детьми — мол, не слушаются, лгут, ленятся, воруют и т.п. А если посмотреть с другой стороны, может, это не у нас с нашими детьми проблемы, а у наших детей проблемы, а мы этого не видим и не замечаем?

С позиции взрослого все просто: расти, учись, слушайся родителей — и нет проблем! Но у детей свой взгляд на мир взрослых, где наши затруднения кажутся им пустяковыми, а собственные не дают покоя. Сидит ребенок и ждет, когда же мы, взрослые, перестанем донимать его своими претензиями, а войдем в его — детское — положение, поймем, поддержим, поможем. Наши дети находятся в состоянии постоянной адаптации к миру. Состояние это очень болезненное и часто происходит далеко не в самых комфортных условиях. Только после того как взрослые научатся смотреть на проблему подобным образом, появится шанс на взаимопонимание.

Оглянитесь вокруг: современная жизнь наполнена многочисленными факторами, "прессующими" людей. Вместо термина "психологический комфорт" мы все чаще употребляем термин "психологическая безопасность". В мире происходит своеобразная катастрофизация сознания. Утренние новости по телевизору: взрыв поезда, эпидемия гепатита, птичий грипп, убийства. Вечерний подбор телепрограмм: отечественный бандитский сериал, американский бандитский сериал, сводка криминальных и дорожно-транспортных происшествий за день… Добавьте к этому рекламу, когда сотням тысяч смотрящим телевизор подросткам расписывают достоинства новых автомобилей и телевизоров, телефонов и плееров, курортов и ночных клубов. "Смотри, — внушает реклама. — Как красиво! Тебе нужно то же самое, ведь ты этого достоин!" Однако средств, необходимых для получения всех этих "благ", у большинства подростков нет и, возможно, никогда не будет.

Еще одна особенность современной массовой культуры — это формирование тождества между успешным и "крутым" человеком. Не уверенным в себе, не сильным, а именно "крутым", то есть "морально подвижным". Кто пьет прохладительные напитки? Только те, кто занимаются экстремальными видами спорта. Кто жует жевательную резинку? Те, кто испытывают уверенность в каждом поцелуе! Побочный эффект не заставляет долго ждать. Растут травматизм и смертность среди новоиспеченных "экстримщиков", увеличивается количество ВИЧ-инфицированных людей.

Явное или скрытое увеличение школьных нагрузок, дополнительные занятия вне школы, обязанности по дому, проблемы среднестатистической украинской семьи (более чем скромный достаток, угроза потери работы, неопределенность будущего и т.п.) — вот та атмосфера, в которой живут наши дети. Проблема детского стресса с каждым годом становится все острее. Возникновение школьной дезадаптации в устойчивой форме все чаще приводит к дезадаптации социальной. Многие качества, присущие современным подросткам, не позволяют им находить эффективные способы решения жизненных проблем, делают их уязвимыми к стрессовым воздействиям.

В сложившейся ситуации особо значимыми становятся развитие практической психологии, увеличение количества психологов в школах и дошкольных учреждениях города. И основные, стоящие перед нашим центром задачи — это координация работы психологической службы в системе образования нашего города, срочная психологическая помощь всем участникам воспитательно-образовательного процесса, повышение их психологической культуры и многое другое.

В центре можно получить консультативно-методическую помощь, социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями, социально-психологические услуги (учебным учреждениям сельской зоны), социально-психологическое сопровождение профориентации старших школьников. Предусмотрены также формирование у детей ориентации на здоровый образ жизни, проведение краткосрочных тренингов по профилактике стрессов, тревожности, психологической безопасности учебно-воспитательного процесса; профилактика девиантного поведения у детей и молодежи, профилактика и защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса. В задачи центра входят анализ, оценка, прогноз развития психологической службы города в системе образования, ведение банка данных психологической службы, диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми.

Настало время признать, что мы и наши дети равны в праве быть самими собой, имеем право на успех и счастье, в каждом из нас есть потенциал развития. Но мы, взрослые, более опытные и разумные. А значит, именно нам отвечать за то, как строится жизнь нашего ребенка, именно мы в силах ему помочь.

Другие статьи этого номера