Мессалинизм в современном интерьере

Жена Цезаря вне подозрений — эта старая, как мир, истина применима и сегодня к представителям любого социального круга, от бизнес-элиты до дворников. Жизнь многим из нас показала наглядно: человек верит только в то, во что хочет, и еще одной яркой интерпретацией на языке древнего мира стала постановка альтернативного режиссера Андрея Маслова. «Мессалина: жена Цезаря вне подозрений» — премьера этого спектакля состоялась в минувшую пятницу на территории модной арт-галереи «Зеленая пирамида».В роли Клавдия был задействован Николай Карпенко, актер со всеукраинской известностью и потрясающей артистической интуицией, благодаря которой Николай Борисович произвел неизгладимое впечатление на тех, кто видел фильм Маслова по мотивам романа "Мастер и Маргарита", — Карпенко играл Понтия Пилата.

"В отличие от многих актеров у меня не было никаких мистических сомнений перед тем, как приступить к этой роли, — рассказывает Николай Борисович. — Съемки шли плавно, четко, но впоследствии многих зрителей шокировал тот факт, что Иисуса играла женщина — Ирена Буярская. Величайший роман ХХ века для меня символизировал одно: поиск истины и невозможность ее постичь. Именно этим обусловливается чувство вины, которое испытывает мой герой по ходу всей пьесы, но на его поступок по отношению к Христу мы смотрим сегодняшними глазами и, на мой взгляд, зря. Долг, государственные устои, которые защищал Понтий Пилат, и те мучения, которые он переживал из-за дуализма, образовавшегося в его душе из-за нравственного сочувствия Иисусу, — это и есть несовместимые субстанции, которые я хотел воплотить на сцене. По моей актерской концепции я любил Христа, и в этом след школы: был и остаюсь вахтанговцем во всех жизнях, которые мне довелось сыграть".

В нашумевшем российском сериале "Мастер и Маргарита" роль Понтия Пилата исполнил Кирилл Лавров. Карпенко полагает, что во времена Великого инквизитора Пилату не было еще и тридцати, поэтому Лавров в этой роли выглядел исторически недостоверно. Если говорить о "Мессалине", то в этом случае можно закричать знаменитое "не верю!" только в одном случае — если одну из частей вашей личности представляет желчный скептик. 23-летний актер Александр Шамрицкий задействован в спектакле в роли Гая Силлия, любовника императрицы, который носил в душе гремучую смесь страха перед всесильным Клавдием с природным авантюризмом. "Клавдий, супруг Мессалины, мог дать ей все, кроме счастья, — власть, деньги, безнаказанность, — считает актер. — Мой герой мог подарить Мессалине именно то, чего у нее не было: блаженство искренней любви".

Мессалину играют две актрисы театра "Психо-дель-арт": 18-летняя Мария Говядова и 33-летняя Полина Павленко, которая считает, что ее героиня жила разумом, а не чувствами. "Глупая женщина не смогла бы манипулировать сильными и полноценными мужчинами, а ведь именно такими были ее муж и любовник", — считает она. "Другой вопрос, что Мессалина слишком далеко зашла в своем стремлении объединить мужское и женское начало, когда в качестве одного из вариантов решения извечной проблемы противостояния "инь-янь" выбрала смерть", — трактует свою роль Мария.

Обе актрисы знают, что Мессалина была реально существующим персонажем, и уверены, что она была суперженщиной, которая вмещала в себя Вселенную. А в таких масштабах, как известно, и удар ножом воспринимается как философское воплощение граней человеческой натуры. Если проводить параллели, то стоит вспомнить и леди Макбет, и ее последовательницу из Мценского уезда, а также диссертации криминалистов, которые статистически подтверждают факт женской жестокости в момент преступного отчаяния.

Андрей Маслов, режиссер, планирует спектакль как репертуарный, а не разовый, антрепризный. "Вечная история, вечный сюжет, — комментирует он. — Если поставить скрытую камеру, то в любом окне нашего — да и не только — города мы обнаружим индивидуальное развитие старой, как мир, истории. Все дело только в размахе, а меня в данном случае интересует самый грандиозный — именно такой, в котором жила Мессалина, великая женщина".

Другие статьи этого номера