Каким быть Госбюджету-2007?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой политической ориентации придерживается отвечающий.
В минувший четверг первый вице-премьер-министр Украины, министр финансов Украины Николай Азаров представил в парламенте проект бюджета на 2007 год. Хотя в преддверии презентации проекта Госбюджета было достаточное число пессимистов, убежденных, что народные избранники его не примут, необходимое количество голосов проект таки набрал. В частности, «за» соответствующее постановление проголосовали 249 народных депутатов из 434, зарегистрированных в зале. (186 депутатов фракции Партии регионов, 30 — СПУ, 21 — КПУ, 10 — БЮТ, и 2 «Нашої України»).

Таким образом, процесс пошел — форматирование госбюджета должно завершиться до 29 ноября. Создана рабочая группа, которая будет готовить проект бюджета-2007 к первому чтению, намеченному на 20 октября. Согласно графику, утвержденному председателем Верховной Рады, замечания и предложения к проекту бюджета на 2007 год от парламентских комитетов, депутатских фракций и самих депутатов должны быть поданы в комитет по вопросам бюджета не позднее 1 октября 2006 года. После 1 октября бюджетный комитет замечаний и предложений рассматривать не будет. Вынесение на второе чтение планируется 17 ноября, третье чтение и принятие в целом — 29 ноября.

Понятно, что хотя проект многим и не понравился, но за него проголосовали. Теперь пойдет процесс внесения изменений и дополнений. Как сказал Николай Азаров, "теперь появляются 450 министров финансов, и вместе мы должны сверстать оптимальный документ".

С критикой по поводу проекта выступили депутаты, в первую очередь, от фракций БЮТ и "Нашей Украины". Например, Юлия Тимошенко, народный депутат (БЮТ), считает, что "такого бюджетного позора еще никогда не было в Украине". Тимошенко заявила, что впервые государство недоплатит пенсионерам 23 млрд. грн.

А народный депутат Юрий Артеменко ("НУ") обратился с письмом к министру юстиции Роману Зварычу с просьбой дать правовую оценку соответствия законопроекта о государственном бюджете-2007 Конституции и Бюджетному кодексу Украины. "Проектом госбюджета грубо нарушаются и Конституция, и Бюджетный кодекс, — заявил Артеменко, — в частности, введением новых или отменой существующих норм налогового законодательства". По словам депутата, "всем известно, что изменения в налоговую систему могут вноситься только путем изменений в налоговом законодательстве. Поэтому я и требую дать правовую оценку этому документу".

Народный депутат, председатель Центрисполкома "Нашей Украины" Николай Катеринчук называет правительственный проект государственного бюджета на 2007 год "наступлением на средний класс". По его словам, "бюджет на 2007 год не решает никаких социальных задач — ни в вопросе повышения минимальной заработной платы, ни в вопросе поднятия пенсий. Напротив, бюджет вводит дополнительные налоги, увеличивает нагрузку на доходы граждан с 13 до 15%, появляется налог на недвижимость и налог на наследство. Бюджетные нововведения взрывают уровень хрупкого доверия между властью и бизнесом и отбивают у граждан мотивацию заниматься предпринимательской деятельностью". Он также назвал правительственный бюджет-2007 "бюджетом проедания", но проедания олигархической верхушкой, которая распределила все потоки в определенных направлениях и будет пытаться получить контроль над всеми бюджетными транзакциями.

"Бюджет-2007 практически перечеркивает поддержку малого и среднего бизнеса в Украине, усовершенствование регуляторной политики", — заявил народный депутат от фракции "Наша Украина" Анатолий Кинах. Он также отметил, что "в проекте бюджета на реализацию национальной программы развития предпринимательства предусмотрена сумма в 1,8 миллиона гривен, — это практически 1% от средних потребностей. "Бюджет-2007 повторяет рецидивы прошлых лет, когда законом о госбюджете хаотически и бессистемно изменяли налоговое законодательство. В данном случае мы имеем дело практически с попыткой уничтожить систему упрощенного налогообложения — мощного источника появления новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса", — заявил Кинах.

Правительство с этим не согласно. Министр здравоохранения Украины Юрий Поляченко считает проект бюджета на 2007 год для системы здравоохранения оптимистичным.

Вообще же, по словам Николая Азарова, Бюджет 2007 года должен возобновить пропорции в экономике и обеспечить переход до ее росту. Поэтому разработчик проекта — Министерство финансов отмечает, что бюджетная политика 2007 года, в первую очередь, будет направлена на стабилизацию экономической ситуации в стране, проведение структурных реформ, разрешение социально-экономических проблем и повышение уровня жизни населения.

По словам Николая Яновича, возрастание транспортных и энергетических тарифов, конкурентное давление на внутреннем и внешних рынках ослабили ценовые конкурентные преимущества украинских предприятий и негативно отразились на инвестиционной деятельности.

А потому идеология нынешнего проекта в двух словах заключается в возобновлении инновационно-инвестиционной модели развития экономики. Как сказал Азаров: "Необходимо перейти от модели экономического развития, ориентированного на стимулирование потребления, к модели стимулирования инвестиционной активности и развития отечественного производства. Мы будем проводить активную политику поддержки отечественного производителя, отечественного экспорта и развития импортозамещающего производства". Другими словами — выделение значительных средств на стимулирующие госзказы.

Итак, что же представляет собой проект Госбюджета-2007 при первом знакомстве.

_________________________

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА 2007 ГОД

Доходы Сводного бюджета Украины на 2007 год планируются в сумме 179,4 млрд грн, что на 22,1 млрд грн, или на 14,0% больше плана на 2006 г.

Расходы Сводного бюджета предусматриваются объемом 196,4 млрд грн, что на 23,7 млрд грн, или 13,7% больше плановых показателей 2006 года.

Доходы Государственного бюджета Украины (без межбюджетных трансфертов) на 2007 год ожидаются в сумме 136,2 млрд грн, что на 11,8 млрд грн, или на 9,4% больше плана на 2006 год.

Доходы общего фонда составят 108,4 млрд грн, что на 13,3 млрд грн, или 14,0% больше плановых показателей 2006 года.

Доходы специального фонда составят 27,8 млрд грн, или на 1,4 млрд грн меньше плановых показателей 2006 года.

Предельный размер дефицита государственного бюджета на 2007 год определен в объеме 15,1 млрд грн, или 2,55% ВВП.

Проектом бюджета предусмотрено уменьшить фискальное давление на экономику. В частности, с 50 до 15 процентов снижается норматив отчислений части прибыли (дохода) государственных предприятий. Уменьшается ставка сбора с купли-продажи валюты с 1,3% до 1,0%. Изменения к нормам действующего законодательства (с налога на добавленную стоимость, налога на прибыль предприятий, акцизного сбора), дадут возможность усовершенствовать администрирование налогов и ограничить предоставление необоснованных налоговых льгот.

Поступления от приватизации государственного имущества (10 млрд грн) впервые пойдут на поддержку: топливно-энергетического комплекса (0,4 млрд грн), ЖКХ и социально-экономического развития регионов (2,3 млрд) агропрома (1,9 млрд) обрабатывающей промышленности (1 млрд), строительной отрасли (1,4 млрд грн).

За счет этих поступлений будет создан стабилизационный фонд в размере 3 млрд гривен. Средства фонда предусматривается тратить либо на компенсацию стоимости энергоносителей в случае ее роста сверх прогнозных уровней, либо на инфраструктурные реформы.

Правительство придает исключительное значение поддержке социально-экономического развития регионов. Поэтому основными принципами формирования бюджетных взаимоотношений между государством и местным самоуправлением в 2007 году станут: четкое распределение на стабильной основе финансовых ресурсов между государственным и местными бюджетами и региональное развитие и усиление роли местного самоуправления. Удельный вес расходов местных бюджетов в сведенном бюджете Украины на 2007 год увеличится с 36,2% в 2005 году до 43,4% на 2007 год.

На 2007 год сумма субвенций, которые предоставляются с государственного местным бюджетам, увеличена на 55,2% и будет составлять 16 969,9 млн грн.

Львиная доля отмеченных средств (14 170,4 млн грн) будет направлена на расходы по государственным программам социальной защиты. Поскольку тема соцзащиты волнует севастопольцев больше, чем проблемы инвестиций в Донецкий регион, мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с приоритетами Госбюджета-2007 в социальной сфере, нашедшими место в проекте Госбюджета-2007.

_________________________

ПРИОРИТЕТЫ ГОСБЮДЖЕТА-2007 В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Государственный бюджет Украины на 2007 год усилит социальную защиту малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения, уверены в Кабинете министров. В законопроекте, в частности предусмотрено:

— прожиточный минимум устанавливается на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января — 492 гривны, с 1 апреля — 501 гривна, с 1 октября — 510 гривен. При этом рост прожиточного минимума на 2007 год будет опережать инфляцию;

— выделение дополнительных средства в сумме возле 6,4 млрд грн, сравнительно с 2006 годом, для обеспечения оплаты труда работников бюджетной сферы. Размеры должностных окладов (тарифных ставок) в целом повысятся за год против декабря 2006 года — на 12,5%;

— расходы на предоставление помощи семьям с детьми, малообеспеченным семенем, инвалидам с детства, детям-инвалидам и временной государственной помощи детям увеличиваются по сравнению с текущим годом на 5,3 млрд грн, или в 2,4 раза и предусматриваются в сумме 8967,4 млн грн;

— расходы на выплату ежегодной разовой денежной помощи ветеранам войны к дню Победы запланированы в сумме 380,7 млн грн, что на 22,2 млн больше против фактических расходов, осуществленных на эту цель в текущем году;

— впервые в 2007 году будет проведена выплата денежной помощи "детям войны". На данную цель в проекте Государственного бюджета Украины на 2007 год учтены 430,3 млн гривен;

— минимальный размер помощи на детей одиноким матерям повышается в 3 раза с 10 процентов до 30 процентов прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста;

— начиная с 2007 года помощь одиноким матерям будет оказываться также на детей, которые учатся на дневной форме учебы в высших учебных заведениях I-IV уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведениях, к окончанию такими детьми учебных заведений, но не дольше, чем по достижении ими 23 годов;

— расходы на социальную защиту и пенсионное обеспечение граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, растут против 2006 года на 24,6 процента и будут составлять 4,3 млрд. гривен;

— до 31 декабря 2007 года планируется завершить выплаты пересчета компенсаций гражданам за потерянное недвижимое имущество в случае отселения или самостоятельного переселения из радиоактивно загрязненных территорий, выплаченных в период 1992-1996 лет. Расходы на компенсации за потерянное имущество растут в сравненные с 2006 годом в 1,7 раза и будут составлять 66,5 млн. гривен;

— впервые предусмотренные расходы на техническую переоснастку и приведение состояния протезно-ортопедических предприятий к требованиям международных стандартов в объеме 77,0 млн. грн., а также 100,0 млн. грн. на внедрение инвестиционных технологий в производстве технических средств реабилитации инвалидов;

— на обеспечение предоставления льгот и жилищных субсидий населению и в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги объем субвенций из государственного бюджета местным бюджетам увеличится на 50 процентов и будет составлять 3,4 млрд. грн.

ПЕНСИИ

Общий объем расходов из Государственного бюджета на пенсионное обеспечение в 2007 году увеличен сравнительно с плановыми показателями 2006 года на 5 288 млн грн и составляет 22 315,2 млн грн.

В частности, на выплату пенсий военнослужащим, лицам начальственного и рядового состава и ежемесячное пожизненное денежное содержание судей в отставке будет направлено 10 334,1 млн грн. Отмеченные выплаты, начиная со следующего года, будут осуществляться через Пенсионный фонд Украины, который определен единственным органом из назначения и выплаты пенсий военнослужащим, лицам начальственного и рядового состава, а также ежемесячного пожизненного денежного содержания судьям в отставке.

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ

Общий объем расходов на охрану здоровья, учтенный в проектных показателях по сведенному бюджету, вырастает на 17,9 процента.

В структуре расходов общего фонда государственного бюджета на охрану здоровья свыше 24 процента (1077,3 млн. грн.) составляют расходы на программы по лечению туберкулеза, СПИДа, онкологических, сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний и по иммунопрофилактике населения. В частности, более чем в 2 раза увеличено средства на реализацию медицинских мероприятий Государственной программы "Детская онкология" и Государственной программы предотвращения и лечения сердечно-сосудистых и сосудисто-мозговых заболеваний.

Кроме этого, госбюджетом-2007 предусмотрено:

— 200 млн. грн на централизованную закупку современного медицинского оборудования, что в 2,9 раза превышает такие расходы текущего года.

— 100 млн. грн субвенции из специального фонда государственного бюджета местным бюджетам на оснащение сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, приобретения автомобилей скорой медицинской помощи для сельских заведений охраны здоровья.

Другие статьи этого номера