Роман Мархолиа. После Балаклавы — Франция. Версаль

Многие севастопольцы до сих пор вспоминают международный фестиваль «Балаклавская одиссея». Уж очень все было необычно: место представления — балаклавские штольни, участники — представители молодого современного искусства из восьми стран Европы и, наконец, организаторы — непредсказуемый режиссер и постановщик Роман Мархолиа и его талантливый немецкий коллега Себастьян Кайзер. И вот что важно: не запросив у города никаких средств, постановщики сумели привлечь известнейших зарубежных представителей культуры и бизнеса в Севастополь и показать нам, чем могут быть интересны современные проекты. А ведь это только начало, только прелюдия.
Уехали энергичные ребята, а в душе осталась ностальгия по «Балаклавской одиссее». Как все сложится дальше? Будет ли продолжен проект? Чем сейчас занимается в Москве Роман Мархолиа? Эти вопросы я задала ему при нашем телефонном разговоре.- По московским слухам, фестиваль "Балаклавская одиссея" получился. Так мне говорят те, кто не смог приехать этим летом к нам в Севастополь. Почему-то не хочется вступать в диалог и описывать подробно всем интересующимся, что же это такое у нас на самом деле было. Все равно главное останется между строк. Ощущение сделанного дела, наверное, самое важное. У нас еще много дел впереди — отчитаться по грантам, доснять и смонтировать фильмы, подготовить и провести презентации проекта в Москве, Киеве и Берлине. Опубликовать альбом по фестивалю. Но это титры после интересного кинофильма, все это лишь послесловие… Не люблю жить прошлым, поэтому сразу рисую себе картины будущего. Надо увидеть перспективу. Этим летом главный оптимизм для меня исходил от той мощной команды, которую удалось собрать в Севастополе. Именно благодаря ей все сложилось. Работая в разных жанрах, общаясь на несхожих языках, художники, музыканты, актеры из восьми стран сумели прочувствовать друг друга и соединить в единое целое историю, которую уже много лет назад мы назвали: "Балаклавская одиссея".

— Итак, поговорим не о прошлом, а о будущем. Что же будет завтра?

— Появилась новая затея — на следующий год провести в Севастополе "Балаклавскую одиссею" в формате Летней академии современного искусства. Пригласить европейских знаменитостей: преподавателей, художников, актеров, музыкантов, работающих с новыми технологиями, и молодых деятелей культуры из стран Причерноморья. Мы смогли бы учиться и создавать совместные проекты, которые сделают атмосферу Балаклавы в культурном аспекте уникальной. Летняя академия соберет не только учеников и преподавателей. Параллельно с мастер-классами и лекциями будут проходить видеопоказы лучшего, что происходит в современном искусстве, мы планируем концерты этнической и современной музыки на открытых площадках Балаклавы, кинопоказы "Шедевры мирового кино под открытым небом" и многое другое. Хотим, чтобы сама атмосфера вокруг Летней академии была праздничной и творческой.

— Роман, это планы летнего севастопольского сезона. А чем вы занимаетесь в Москве сейчас?

— Москва и Севастополь для меня два противоположных полюса жизни. В Москве я тоскую по Севастополю и его вольности, в Севастополе — по ритму и энергии московской жизни. А вот сейчас я приглашен во Францию. Через неделю я еду со спектаклем "Повесть о капитане Копейкине" (Н.В. Гоголь, "Мертвые души") на фестиваль в Париж. Будем играть в Версале.

— Во Францию? В Версаль? Поздравляю!

— Звучит красиво. Но мысли мои все равно не там, а в Севастополе. Удастся ли сохранить команду, с которой делали "Одиссею", получим ли мы на следующий год реальную поддержку от города, как сделать так, чтобы у нас появилась в городе территория для наших экспериментов?

— Я знаю, что идея создания фестивального центра в Балаклаве вынашивается вами давно. Фестивальный центр раскроет грандиозные возможности для организации совершенно иного облика Балаклавы, той самой, о которой много говорят в плане привлечения туристов и экскурсантов. И, конечно же, создания праздников для самих севастопольцев. Но пока этот вопрос растягивается по времени, вы, я знаю, работаете в различных театрах.

— Прошлую зиму я провел в Ярославле — ставил Островского. Приглашают еще. Сейчас для меня настало самое приятное время — время выбора пьесы. Знаю театр, где буду ставить, знаю актеров и даже уже люблю их… А что касается прошедшего лета —

главное, что оно не минуло бесследно. Я точнее понял себя, свой возраст, появились новые мысли. Знаю теперь, например, о чем бы ставил "Три сестры".

— И о чем же?

— Совсем не о несчастной и неразделенной любви. Там все гораздо интереснее… Любовь — это просто проявление полноты жизни. Бушующая энергия вокруг нас и твое соответствие времени, жизни. "Если бы знать, если бы знать…" Вот что нас всех мучает… Ну не буду обо всех. Меня во всяком случае.

— Тогда давайте закончим наш разговор не мучениями, а светлыми планами и надеждами. До скорой встречи!

Другие статьи этого номера