Слагаемые учительского счастья

3 октября свой 80-летний юбилей отмечает Александра Васильевна Цыбизова — учительница младших классов школы N 60. И хотя о возрасте женщины говорить не принято, пусть нас простит Александра Васильевна, ведь повод действительно уникальный. Ее день рождения часто совпадает с профессиональным праздником — Днем учителя. Наверное, это предопределено судьбой — ведь более пятидесяти пяти лет Александра Васильевна отдала школе, детям. Она и сегодня, как говорится, в строю, работает, продолжает сеять разумное, доброе, вечное. А сотни ее воспитанников с добротой и теплотой называют ее своей первой учительницей.- Александра Васильевна, что для вас школа, учительская работа?

— Для меня школа — это больше чем второй дом, это часть моей жизни, это мой труд и радость, огорчения и удачи. Каждый день стараюсь придумать что-нибудь новое — увлечь ребят, пробудить в них способности и таланты. Очень люблю свою работу, хочу, чтобы мои ученики стали честными, образованными людьми, чтобы они были счастливыми.

— Вы больше полувека в школе, а как все начиналось?

— Это было в Ленинграде. 1945 год, только закончилась война, это страшное испытание. Мне всего 19 лет. Но меня взяли на работу преподавательницей младших классов в школу на Большой Охте. Было трудно, опыта никакого, науку общения с детьми приходилось постигать самостоятельно. Дети были трудные — сироты. Да еще и голодно, и холодно. Школа не отапливалась, зимой грелись у самодельных печей, топили дровами, досками, в классах сидели в пальто, фуфайках, шапки тоже не снимали. Но занятия шли, было много интересного, много жизни, эмоций: и хороших, и не очень.

— Что вам больше всего запомнилось из школьной жизни 45-го?

— У нас в классе в те далекие и не очень благополучные времена стали пропадать вещи, мелкие деньги, которые родители давали ученикам на питание и прочее. Я была уверена, что это дело рук великовозрастного Миши Проскурякова (до сих пор помню его фамилию!). Ему тогда было 16 лет, во время войны он не учился, потерял своих родителей, бродяжничал, жил тем, что добрые люди дадут или что утащит на рынке. Парень был здоровый, крепкий, самый старший в классе. Все его боялись. Как-то после очередной пропажи после уроков я его попросила быть старшим в классе (т.е. старостой по-теперешнему), следить за порядком, помогать мне, учителю, иногда заменять меня на время. Вы бы видели его взгляд в тот момент. "Александра Васильевна, — сказал он, — вы мне доверяете и считаете, что я справлюсь?" — "Да, я тебе верю и считаю, что, наконец, будет порядок в классе". А с дисциплиной, сами понимаете, было тогда очень сложно. Что вы думаете? С тех пор в классе никаких пропаж не было, порядок был как на уроках, так и на переменах. Кстати, моя пропавшая было шапка на следующий день нашлась! Через два года наши с ним жизненные пути разошлись, но в 1949 году произошел интересный случай. Мы с мужем пошли в театр. В антракте ко мне подходит высоченный здоровенный парень и рядом с ним девушка. "Александра Васильевна, — говорит, — вы меня не узнаете? Это же я, Миша Проскуряков". К тому времени он успешно окончил семилетку, работал мастером и учился в вечерней школе. Все в его жизни складывалось удачно. Сколько хороших добрых слов он мне тогда сказал! Как был благодарен!

— Александра Васильевна, вы пережили блокаду Ленинграда…

— Да, это так. Мы были совсем девчонками, во время бомбежек дежурили на чердаках, вылезали на крыши — смотрели, нет ли где попадания бомбы и пожара. Если пожар возникал, помогали тушить — носили ведра с водой наравне со взрослыми. На второй год блокады было очень трудно: страшный холод, совершенно жуткий голод… Об этом очень много написано. Честно говоря, мне не хочется вспоминать. То, что я видела, было страшно. Мне еще повезло. Зимой нас через Ладогу по льду вывезли на Большую землю. Вот так удалось выжить.

— А как судьба свела вас с Севастополем?

— Муж у меня — флотский офицер, прошел всю войну, воевал на Карельском фронте. А ушел он на войну в 1941 году с 3-го курса Военно-морского училища им. П.С. Нахимова. После окончания академии в 1955 году был направлен служить в Севастополь. И, естественно, я с ним, с маленьким сыном на руках приехала в Севастополь. И уже через два года — я снова в школе, сначала на Северной стороне, потом в Инкермане.

— Александра Васильевна, как вам работается в школе сейчас?

— Школа есть школа. В ней всегда много работы. К каждому из детей, особенно из трудных семей, хочется найти подход, дать знания, заинтересовать, вовлечь в процесс творческого познания мира. Стараюсь работать над собой, не отставать от нашего бурного века, привлекаю много демонстрационного материала, хочу всегда как-то эмоционально "зацепить" детей, привлечь к активной работе. Безусловно, есть взлеты и падения, светлые дни и печальные. Но больше, конечно, хорошего и интересного.

Александру Васильевну Цыбизову любят и уважают не только ее ученики. Она душа и учительского коллектива. Коллеги с искренней теплотой и нескрываемым восторгом отзываются о ней. Тамара Федоровна Глушакова, учитель русского языка школы N 60 (ранее — завуч школы) говорит: "Александра Васильевна у нас — феномен, уникум. Прекрасной души человек. В свои восемьдесят она молода душой, да и выглядит явно моложе. Мы ее очень любим и постоянно удивляемся ее энергии и способностям. У Александры Васильевны прекрасная память, помнит многих поэтов наизусть, сама пишет стихи, разрабатывает сценарии для утренников, организует праздничные программы. Когда на День знаний 1 сентября этого года на линейке она читала стихи собственного сочинения, посвященные школе, все слушали, затаив дыхание. Не могу не сказать, что, кроме того, что Александра Васильевна — профессионал и хороший педагог, она еще и надежный друг, и душевный человек. Для коллег у нее всегда найдется теплое слово, она никогда не откажет в помощи нуждающемуся в ней. Никогда не подведет. Мы очень рады, что Александра Васильевна рядом с нами, и желаем ей крепкого здоровья, счастья, удачи!" В унисон Тамаре Федоровне звучат и слова Светланы Васильевны Акиртава, учителя английского языка: "Александра Васильевна всегда излучает какую-то светлую энергию. Она доброжелательна и полна идей. Много работает, почти ни один утренник не обходится без ее участия, ее постановок. Дети ее любят, родители уважают. И сейчас у Александры Васильевны знаний, активности и хорошего эмоционального заряда хватит на двух-трех молодых учителей!" Браво, уважаемая Александра Васильевна! С юбилеем вас, Учитель! Добра вам и радости, активного долголетия, удачи и новых находок, хороших учеников, добрых друзей, внимания близких… Одним словом, полного комплекта слагаемых учительского и человеческого счастья.

Другие статьи этого номера