Традиционно на место дорожно-транспортных происшествий для изучения их обстоятельств выезжают сотрудники Государственной автомобильной инспекции. Они регистрируют на бумаге все следы и расстояния, протоколируют показания очевидцев. Все в полном соответствии с существующим законодательством и должностными инструкциями. Но с тех пор, как страховые компании Украины взяли на себя бремя компенсации материальных затрат при ДТП, возникла необходимость и в иной экспертизе. Она не противопоставляется экспертизе ГАИ, но дополняет ее. А главное дает специалистам страховых компаний исчерпывающую информацию для отстаивания в суде того или иного мнения.В сентябре в Севастополе на дорогах города впервые появился легковой автомобиль новой службы. На борту зеленой ВАЗовской "десятки" надпись: "Служба исследований обстоятельств ДТП". Автомобиль оснащен поверенными в Госстандарте измерительными приборами. Есть измерительное колесо, при помощи которого, не препятствуя движению транспортных средств по дороге, можно замерить расстояния между конкретными точками. Есть масштабные линейки и рулетки. Есть видео и цифровая фототехника. Есть магнитная мерная лента для фиксации размеров повреждения автомобиля. Такая мобильная бригада выезжает на место дорожно-транспортного происшествия либо по вызову страховой компании, либо по звонку клиента страховой компании.
И, несмотря на юный возраст только что родившейся службы, бригада уже приобрела значительный опыт.
Есть в арсенале службы еще парочка замечательных приборов. Один из них устанавливает количество слоев краски на кузове машины. Это важно для определения состояния транспортного средства, степени его прежних повреждений и оценки реального ущерба ранее битой машины. Второй прибор с точностью до микрона определяет толщину лакокрасочного покрытия. Причем, даже на не стальных металлических деталях кузова, что актуально для современных автомобилей из алюминиевых сплавов. Провел серию мгновенных замеров и видишь, где дополнительный слой краски лег, где рихтовали машину. Такой экспресс-анализ важен при покупке машины, выдаваемой за новую и неаварийную. Покупателю не в тягость пригласить эксперта, а уверенность в целесообразности покупки и реальности цены сразу возрастает. Или испаряется, в зависимости от результата измерений.
Есть у службы и исчерпывающая база данных практически по всем моделям автомобилей, выпущенных за последние 20-30 лет. По ней можно не только определить стоимость и название какой-либо детали, но и год выпуска и страну-производителя узнать. Увы, нередко результат, выданный экспертами, не совпадает с данными технического паспорта. То ли кто-то "замолодил" машину, то ли шарма ей придал, сменив страну-производителя.