Валерий САРАТОВ: «Страница «Введение» перевернута»

Разговор с председателем городского совета Валерием Саратовым состоялся накануне его поездки в Киев на семинар, проводимый в рамках проекта Совета Европы в области содействия региональному самоуправлению в Украине. Поехал Валерий Саратов (между прочим, член Конгресса европейского совета по местному самоуправлению) учиться. Потому как, по его собственному выражению, «не стоит регионам замыкаться в себе и изобретать велосипед, когда можно перенять все, что уже есть положительного и передового в Европе». Хотя учеба учебой, а, будем откровенны, Севастопольский городской совет под руководством Валерия Саратова бросился в омут местного законотворчества. Затянуло.- Я с большим удовольствием всегда езжу по городу, знакомлюсь с состоянием дел на местах, — делится Валерий Саратов. — Но эти полгода был вынужден как проклятый сидеть в кабинете и на заседаниях всех комиссий, чтобы создать законодательную базу работы в Севастополе по его ресурсам. Уже разработали 15 документов по земле, приступаем к документальной работе по коммунальной собственности. Надеюсь, что к 1 января 2007 года мы закончим выработку нормативной базы для города по всем вопросам, касающимся ре-сур-сов! Того, что принадлежит всем севастопольцам.

На мой взгляд, сегодня наш состав горсовета прошел, как в учебнике, вводную часть. Потом будут основная часть и заключение. Серьезно проработанное "Введение" ушло на ознакомление с состоянием дел в городе. Потому что все-таки главная задача совета и его председателя — это не подмена собой кого-либо, а создание алгоритмов, по которым будут решаться все вопросы. Должен сказать, что это абсолютно необходимая, но бумажная работа.

— Так когда же все-таки «в народ», на котельные?

— Полностью принимаю ваш вопрос. Отныне день поездок по региону у меня каждая пятница. Будем проезжать по всем районам, разговаривать с людьми, не пропустим ни одного предприятия, посетим райсоветы. Да, на котельных я еще не был, но мы еженедельно встречаемся с руководством районных советов, ежемесячно — поселковых, так что по всем вопросам подготовки города к зиме я проинформирован. Самым больным вопросом остается Любимовка, но сейчас мы проведем корректировку бюджета с тем, чтобы подготовить к отопительному периоду котельную поселка. Городской совет на сто процентов отработал все вопросы, которые ставила городская администрация по подготовке к зиме. Мы решили проблему дотирования коммунальных предприятий. Поэтому я не могу принять ни одного замечания в адрес совета по этому вопросу.

Вообще, мы и от народа не отрывались. Все депутаты от Партии регионов каждый третий четверг месяца встречаются с избирателями по месту жительства. И товарищ Саратов в том числе. Третий четверг ноября мы проведем не просто прием избирателей, а встречи с избирателями для наших отчетов о проделанной работе. А нас на всех уровнях много — более 200 человек, и все пойдем на приемы, услышим обо всех проблемах.

— Не исключено, что депутатам вновь зададут вопросы по увеличению тарифов. Закончил ли городской совет работу в области формирования тарифной политики или нас ждут новые повышения?

— Мы закончили первый этап в области формирования тарифной политики. Почему говорю этап. Потому что нужно смотреть на эти вещи, если хотите, диалектически. Все должны понимать, что эта работа будет постоянной. То есть она не должна носить характера резких скачков, как это произошло в этот раз. На этот отопительный сезон мы тарифы застолбили и по воде, и по теплу, и по жилью, так что больше их рассматривать не будем. Но я хотел бы обратить внимание севастопольцев на то, что, даже повысив тарифы, мы обеспечиваем и по теплу, и во воде только 60% себестоимости услуги. И по уровню тарифов (после повышения) мы опять находимся в конце всех регионов Украины. То есть продолжается политика дотирования предприятий.

В то же время решение об увеличении тарифов мы приняли в пакете с решением о выделении средств на серьезный аудит наших предприятий. И все дальнейшие шаги в области тарифной политики будут сделаны только после того, как мы четко разберемся в финансовом состоянии коммунальных предприятий. Но рано или поздно нам придется обратиться к практике пересмотра тарифов раз в год в зависимости от уровня инфляции в государстве, как это принято в России. В этом году инфляция в Украине составила порядка 10%. К сожалению, лично я ничего не могу с ней поделать, потому что это общие экономические процессы. А сегодня нужно платить по тем тарифам, которые были утверждены городским советом с городской администрацией и по принятым на государственном уровне (электроэнергия, газ), потому что это единственное что позволит нам положительно прожить зиму. С теплом, с горячей водой, со стабильной подачей холодной воды и с электроэнергией. Все остальное, я имею в виду игры политиков в Верховной Раде, — мораторий, не мораторий — это чистейший обман своего народа.

И еще. Мы ведь не просто пошли на повышение тарифов. Мы занялись реформированием всей жилищно-коммунальной сферы. С нового бюджетного года за подачу воды в каждый конкретный дом, квартиру отвечает водоканал. Соответственно, приходить к жителям будут дежурные службы водоканала, а не слесари рэпов. То же самое по теплу. Если у вас забит стояк, вы не получаете тепло, а у вас заболел ребенок и вы не пошли на работу, то подаете заявление в суд и судитесь с "Севтеплоэнерго" по поводу понесенных вами убытков. Это единственное, что в условиях рыночной экономики позволяет добиться повышения качества услуг. Ты сумел отопить квартиру — получи деньги.

— Валерий Владимирович, вы говорите, что до конца отопительного периода тарифы пересматриваться не будут, но уже появилась информация о том, что готовится повышение тарифов на услугу пользования лифтом. Она соответствует действительности?

— На самом деле вместе с повышением тарифов на жилье были повышены и тарифы на услуги лифтеров. Сегодня они составляют 22 копейки с одного квадратного метра. А они хотят — 28. Я уверен, что мы на такие условия не пойдем. На примере лифтеров мы столкнулись с тем, что такое монопольная структура. Что получается: сами лифты находятся в коммунальной собственности города, а структура, которая их эксплуатирует, абсолютно частная. Значит, теоретически мы должны провести конкурс и отдать лифты той фирме, которая предложит наиболее приемлемые для города условия. Иначе получается, что бывшая государственная структура может нас шантажировать. Два рэпа имели долги, а отключили весь город. Ну как это понимать? Но выход, к сожалению, не может быть быстрым. Нет механизма, позволяющего нам сразу отказаться от услуг этого предприятия. А я бы хотел вообще вопросы лифтов увести от проблемы оплаты жилья. Нужно переходить на электронные карточки, и, уверен, люди, которые живут на пятом этаже, с удовольствием будут ходить пешком. Но предупредить наших лифтеров хочу: если они еще раз поступят таким образом, мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы завести на этот рынок другую структуру.

— Сегодня городской совет активно работает над усовершенствованием положения о проведении конкурсов на предоставление участков земли в аренду. Это означает полный уход от аукционов, практику которых внедряла команда городской администрации 2005 года?

— Аукционы обязательно будут. Но мы, честно говоря, неудовлетворены тем, как они прошли в этом году, и поручили администрации разобраться в том, почему это произошло и кто в этом виноват. Хотя здесь, конечно, сыграли роль два момента. Один субъективный: поменялась команда городской администрации. Второй объективный: те участки, право на аренду которых было выставлено на продажу, не обладали достаточной инвестиционной привлекательностью. Кроме того, аукционы не пошли, потому что наши местные предприниматели не нашли инвесторов, готовых платить деньги. А наши вкладывать деньги в землю на аукционах не настроены.

А в чем нюансы конкурса? На сессии городского совета 10 октября мы своим решением обозначим границы, в которых земельные участки будут выделяться только на аукционах и на конкурсной основе. Это центр города и прибрежные территории. О таких решениях говорил и Киев, и Крым, но их до сих пор так ни у кого и нет. А мы сознательно в интересах громады Севастополя идем на такой шаг. Объясняю на примерах, почему это выгодно городу. Недавно говорил с одной мощной структурой по Балаклаве. Они просят там землю. В Балаклаве земля дорогая, интересная. Мы говорим: а что сделаете городу? Они: готовы за эту землю заплатить большие деньги только при условии, что мы на них построим очистные сооружения, куда будут сбрасываться стоки со всей Балаклавы. Потому что, если их не будет, нам не нужна эта земля, мы ведь хотим строить элитное жилье. Такой вопрос можно решать только на конкурсе. Второй пример. Выделения земли просит другая структура в одном из сел Севастополя. Хорошо, а что взамен? А мы, говорят, готовы полностью газифицировать два села. Это стоит примерно 8 миллионов гривен. А выйдем на аукцион — миллионов пять получим. Вывод: они предлагают то, что представляет больший интерес для громады Севастополя. Или вот. Отличный участок земли ниже штаба Черноморского флота. Привлекательный участок, но как можно его реализовать? Продать эту землю на аукционе, и там появится здание, которое закроет штаб флота и будет использоваться исключительно в коммерческих целях. А можно пойти другим путем: выставить его решением сессии на конкурс со своими условиями. Например, мы в этом месте видим 4-5-ти — звездочный отель с современным залом, где город смог бы проводить бизнес-форумы серьезного уровня. Ведь ни одного такого зала в городе нет! Еще требование: не меньше двух миллионов гривен должно быть внесено на реконструкцию театра Луначарского. И в этом конкурсе может участвовать любая структура, подчеркиваю это, готовая пойти на такие условия. Просто так отдавать этот участок на аукцион, простите, тупо!

Главное, чтобы конкурсы были гласными, исключающими какие-то устные "домовленности".

— Валерий Владимирович, сейчас в государстве идет битва за бюджет так, как когда-то за урожай. А как обстоят дела с формированием бюджета на 2007 год в Севастополе?

— Прорабатываем моменты доходной части бюджета. В прошлом году защищенная часть бюджета по потерям от аренды земли Черноморским флотом России составляла 63 млн грн. Сейчас мы вместе с управлением земельных ресурсов пересчитали и уточнили потери по каждому участку. И сегодня мы видим, что теряем 102 миллиона! Примем соответствующее решение на сессии, на основании которого Кабинет министров должен будет выделить городу эти деньги. И не потому, что нам так хочется, а потому, что есть расчеты. Второй момент. Мы боремся за ту Программу социально-экономического развития Севастополя, которую приняло правительство Еханурова и которая пока не находит до конца поддержки в новом правительстве. Если нам удастся эти вопросы решить, то бюджет-2007 будет предпочтительнее бюджета этого года. В этом году к нам совсем не "пошли" деньги по государственным программам, даже по газификации. Печальный пример: громкое заявление Кабмина о выделении Севастополю 9 миллионов гривен на поддержку украинского языка. Эти деньги были поделены в Киеве без нас. Севастополю остались рожки да ножки. Даже на проектные работы по строительству украинской школы-лицея в Гагаринском районе денег не нашлось. Поэтому и мы плотно занимаемся бюджетом, и наши депутаты в Верховной Раде. Недавно наша группа выезжала на комитет ВР по бюджету. Неплохо выглядели в плане обоснования наших позиций. Как всегда, нам хочется больше, правительству хочется дать меньше. Так что будем искать истину.

Другие статьи этого номера