Современные «старики-разбойники» попались в Кировограде

В ближайшее время полотно «Монастырь над рекой» кисти выдающегося передвижника Василия Поленова вернется в Севастопольский художественный музей им. Крошицкого.

Несколько дней назад при странных обстоятельствах в столице России была найдена картина Василия Поленова "Монастырь над рекой", а также экспонаты, похищенные из петербургской Кунсткамеры и "Эрмитажа". По данным российских СМИ, 6 октября в МВД России позвонил неизвестный и сообщил, что неподалеку от здания Департамента по борьбе с организованной преступностью в Москве находится полиэтиленовый пакет с предметами антиквариата. Прибыв на указанное место, сотрудники Департамента обнаружили в пакете картину, бронзовую статуэтку и изделие из фарфора. В ходе проверки было установленоа, что картина — похищенный, предположительно 17 сентября прошлого года из Севастопольского художественного музея им. Крошицкого, "Монастырь над рекой" В.Д. Поленова. Подброшенные бронзовая статуэтка "Повелитель злых демонов Джун Куй" и фарфоровая "Беседка для цикад" были похищены в мае 2005 года из китайской экспозиции Кунсткамеры. Кроме того, в пакете находилась ваза работы польских мастеров, украденная из Эрмитажа в 2005 году.

Понятно, что чудес не бывает, и маловероятно, что у теневых коллекционеров и антикваров вдруг проснулась совесть, и они решили добровольно сдать предметы искусства. Просто криминальный клубок был практически распутан, и со дня на день должны были стать известны имена тех, в чью коллекцию вошел краденый раритет. А так как это люди — очень богатые и известные, им не оставалось ничего иного, как вернуть произведения государству.

Но это чудесное возвращение — только счастливый финал детективной истории, рассказал нам которую первый заместитель начальника УМВД Украины в Севастополе, начальник криминальной милиции Игорь Михалев: "Севастопольцы помнят дерзкое преступление, "прогремевшее" в сентябре прошлого года. Из Севастопольского художественного музея им. Крошицкого была похищена картина Поленова "Монастырь над рекой". На место преступления молниеносно выехала следственно-оперативная группа. Ее возглавил начальник УМВД Украины в Севастополе генерал Валерий Петухов. Экспертами-криминалистами были найдены отпечатки пальцев, один из которых предположительно принадлежал похитителю. После того, как мы пробили "пальчики" по нашей базе данных, стало понятно, что похититель не севастополец, а гастролер. Мы разослали ориентировки с отпечатками пальцев во все регионы Украины и России и стали ждать. Дело "заглохло" на несколько месяцев, пока 23 января этого года кировоградская милиция не задержала первого подозреваемого, который в своем автомобиле вез подлинник картины Ивана Айвозовского "Морской вид", украденный летом 2005 года из Одесского художественного музея. Задержанный стал давать показания, по которым "всплыли" два его подельника — мужчина и женщина, граждане Украины. Злоумышленники совершили более 20 краж в музеях Украины, а также ближнего и дальнего зарубежья, большую часть которых они исполняли по заказу теневых коллекционеров. По месту проживания задержанных и их родственников, милиция изъяла редкие предметы истории культуры, в частности, золотые и серебряные ордена и медали, бронзовые и фарфоровые вазы и статуэтки, старинные картины и часы. Кроме того, преступники признались, что похитили "Монастырь над рекой" Поленова из Севастопольского художественного музея. А отпечатки пальцев одного из преступников совпали с найденными нами на месте преступления, что явилось первыми кирпичиками в фундаменте дальнейшего предъявления обвинения и возврата ценностей. Сложность заключалась лишь в том, что картина уже "ушла" в Россию. Дело в том, что на черном антикварном ранке Санкт-Петербурга в последнее время особым спросом пользуются полотна передвижников, ярким представителем которых являлся и Василий Поленов. В МВД Украины была создана следственно-оперативная группа, работу которой возглавил заместитель министра МВД Украины Петр Коляда. К ней подключились и наши российские коллеги, которым оставалось только выйти на названных злоумышленниками антикваров, сбывавших краденые ценности теневым коллекционерам. Понятно, что последние — люди более чем обеспеченные, потому как не всякий может позволить себе такую покупку и, соответственно, достаточно известные. Видимо, чтобы избежать международного скандала, нечистоплотные любители искусства и подкинули антиквариат к зданию Департамента. Так что все закончилось благополучно. Картина в ближайшее время будет возвращена городу, а преступники будут осуждены, так как доказательная база неоспорима".

И верно, хорошо то, что хорошо кончается. Современные "старики-разбойники" пойманы. И нам, севастопольцам, остается только радоваться возвращению полотна Поленова, а еще гордиться нашей милицией, старания которой, несомненно, приблизили счастливый финал.

Анна МОСКАЛЕНКО.

Официально

"Начальник научно-исследовательского экспертного центра при УМВД Украины в Севастополе Всеволод Александрович:

"Самое главное в работе эксперта-криминалиста — первоначальное проведение осмотра места происшествия, сбор доказательной базы для дальнейшего раскрытия преступления. В сентябре прошлого года сотрудниками музея было заявлено о пропаже полотна В.Д. Поленова "Монастырь над рекой". На место выехала следственно-оперативная группа, которая и проводила необходимые мероприятия. В ходе осмотра места происшествия под руководством следователя экспертом-криминалистом были изъяты вещественные доказательства: рама, в которой находилась подделка картины, а так же следы, в дальнейшем способствовавшие раскрытию этого преступления. Качественное и добросовестное проведение осмотра позволило установить личность преступника. Полученные следы являются неоспоримой доказательной базой участия данного человека в этом преступлении".

Кстати

В сентябре 2005 году была совершена попытка ограбления, как две капли воды похожая на кражу в Севастопольском художественном музее им. Крошицкого. В Мухинском училище злоумышленник пытался подменить рисунок женской головы Жана Батиста Греза на ксерокопию. Но видимо не учел габаритов произведения искусства, и, испугавшись разоблачения, выкинул его перед вахтой училища.

Как это было

"Слава Севастополя+" за 21 сентября 2005 года 17 сентября во время проведения экскурсии в смотровом зале Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого, один из посетителей обратил внимание экскурсовода на то, что картина "Монастырь над рекой" художника Поленова "вроде бы не подлинник". Экскурсовод тут же вызвал директора музея. Вскоре всем было ясно: вместо оригинала в рамке на стене висит… цветная ксерокопия. О пропаже картины сообщили в милицию. УМВД Украины в г. Севастополе организованы мероприятия по розыску похищенной картины и установлению лица, совершившего это преступление. Как прокомментировал ситуацию первый зам.начальника УМВД, начальник криминальной милиции Севастополя Игорь Михалев, по данному факту правоохранителями возбуждено уголовное дело, выясняются обстоятельства пропажи картины. Пока сотрудникам милиции точное время подмены полотна назвать затруднительно. Не оставил о себе никакой информации и мужчина, обнаруживший подделку. Версий по поводу исчезновения пейзажа Поленова у милиционеров несколько, однако озвучивать их, по словам последних, преждевременно.

Наша справка

Работы великого мастера Василия Дмитриевича Поленова (1844 — 1927) в полной мере можно назвать гордостью нации. А его имя стоит в одном ряду с такими известнейшими художниками, как Репин и Суриков. А по колориту и строгому изяществу компоновки Василий Поленов превзошел самого Илью Репина. Именно в пейзажах раскрылся Поленов-созерцатель, который безмятежно наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечен игрой красок, световыми эффектами. Русские художники были поражены, увидев подлинно пленэрную живопись — свет и воздух, переданный в пейзажах Поленова. Василий Дмитриевич, как и А. М. и В. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Е. Маковский, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, входил в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение — Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923 гг). Созданное по инициативе Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, В. Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой однако было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века. Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название "передвижники". Кроме того, Поленов преподавал в классе пейзажа и натюрморта Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Из его мастерской вышли такие художники, как Константин Коровин, Исаак Левитан и другие. "Монастырь над рекой" написан в 1898 году. Справа к центру спускается склон горы к реке, заросший лесом, среди которого видны здания и церкви монастыря. Вдали коса, покрытая растительностью. Дальний берег тонет в глубокой дымке. Монастырь и река освещены солнцем. В нижнем левом углу розовой краской надпись-1333. Справа в нижнем углу подпись автора Поленова: "ВПоленов98", буквы В и П переплетены. Инвентарный номер Ж — 8. Поставлена в Севастопольскую художественную галерею в 1926 году из Главнауки Москвы.

Другие статьи этого номера