Иван Денисенко. Фигура для Севастополя знаковая

Сегодня отмечает свое 90-летие Иван Федорович Денисенко, который стоял у истоков создания рыболовецкого флота Украины. В рыбодобывающей отрасли он проработал 42 года. А до этого за его плечами была война, которую он прошел в составе бронетанковых войск с первых дней легендарной Сталинградской битвы до полного разгрома фашистов. За мирный труд Иван Федорович награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета».В конце 50-х годов прошлого столетия И.Ф. Денисенко был заместителем министра рыбной промышленности Украины. Опытный работник, до Киева много и плодотворно работавший в Крыму, он яснее других оценил тревожное положение, которое сложилось в рыбной отрасли. Испокон веков (как о том писали Куприн, Бабель, Паустовский) рыбаки Причерноморья ловили бычков, хамсу, тюльку, кефаль. А в середине 50-х годов рыбы стали добывать меньше и меньше. В Севастополь и на крымские курорты все больше завозилось океанической рыбы, которую ловили на севере и Дальнем Востоке. Во что это тогда обходилось, можно было только догадываться: железнодорожный транспорт, рефрижераторные вагоны и прочие немыслимые по масштабам расходы по перевозке.

Понимая сложность ситуации, Иван Федорович обратился в Совет Министров Украины с предложением об организации в Севастополе океанического рыболовства по типу Северо-Западного и Дальневосточного бассейнов. Его идея была незамедлительно поддержана. И это несмотря на то, что Севастополь в то время был закрытым городом, военно-морской базой. Однако возобладал здравый смысл.

И начиналось все с "Жуковского" — первого большого морозильного рыбоконсервного траулера, который 16 октября 1958 года вышел в первый рейс в Атлантический океан. Как инициатора идеи южного океанического рыболовства, Ивана Федоровича Денисенко назначили начальником первой научно-промысловой экспедиции. Это был рейс, когда закладывалась и решалась судьба отрасли. Рыбаки не просто ловили океаническую рыбу, они там же, на борту судна, обрабатывали ее, замораживали, упаковывали в гофротару, складировали в трюмах для длительного хранения. Все это было ново не только для рыбаков Азово-Черноморского бассейна, но и для всего советского рыболовства.

— Нас поддержали в Москве, Киеве, Крыму и, конечно же, в Севастополе — руководители города и флота: В.И. Пашков, П.М. Стенковой, С.Г. Горшков, С.Е. Чурсин, — рассказывал мне Иван Федорович в один из своих недавних приездов в Севастополь. — Черноморский флот во многом содействовал рыбакам: предоставлял причалы, помогал в разгрузке рыбы. Решалась и проблема трудоустройства — шла демобилизация, освобождалось много офицеров и матросов, которым предоставлялись рабочие места. И, естественно, в Севастополь со всей страны стали прибывать кадры высококвалифицированных специалистов — рыбаков, механиков, технологов, конструкторов.

Так Севастополь стал южной столицей рыбаков и за короткое время из города, потребляющего продукцию, превратился в город, ее выдающий. И.Ф. Денисенко предстояло поставить отрасль на экономическую основу: решить проблему создания крупных океанических судов в тропическом исполнении, ускорить строительство рыбных портов в Керчи, Севастополе, Новороссийске, организовать специальные океанические базы с решением социологических и других вопросов ускоренного развития бассейна.

— Нельзя было развивать каждую ячейку отдельно, — считал Иван Федорович. — Рыбная промышленность, как никакая другая, требует инфраструктуры, связывающей все отрасли. Специализированное снабжение перед выходом в океан, разгрузка, хранение, переработка. Требуются береговые обрабатывающие предприятия, судостроительные заводы.

Камышовая бухта, тогда пустынные и дикие берега, стала превращаться в прекрасный рыбацкий микрорайон. На глазах вырастали жилые дома, детские сады и школы, Дворец культуры рыбаков, межрейсовый дом отдыха и поликлиника. Из центра города была проложена троллейбусная линия.

Все это было создано под непосредственным руководством Ивана Федоровича Денисенко, хотя сам он меньше всего говорит об этом. В 1976 году, в период его руководства Всесоюзным объединением "Азчеррыба", уловы в Мировом океане были доведены до одного миллиона тонн рыбы против одной тысячи тонн в 1959 году. Прибыль по бассейну составляла 160-170 млн рублей в год. Азово-Черноморский бассейн быстро превзошел все другие по темпам развития, рентабельности, внедрению новой техники и оснащению флота, снижению себестоимости, укомплектованности квалифицированными кадрами.

Иван Федорович многократно выходил в различные районы океанического промысла, переходил с корабля на корабль. Так, только за время одного антарктического пятимесячного рейса на китобойной флотилии он побывал на 30 кораблях.

Он прекрасно знал условия труда и нужды рыбаков, умел выслушать каждого, дать совет. Он был участлив. И это покоряло людей. В главке в Севастополе все знали: как бы много посетителей ни скапливалось в приемной И.Ф. Денисенко, какие бы важные и представительные люди к нему ни приезжали, он всенепременно начинал прием посетителей с рыбаков, вернувшихся из рейса. Причем в такой очередности: матросы, мотористы, капитан. Ну а чиновники всех рангов — потом. Его секретарь, высококвалифицированная и любезнейшая Евгения Николаевна Епифанова, объясняла нетерпеливым: люди пришли с моря.

А ведь он был из тех руководителей, кто занимался вопросами экономической политики не только в рамках бассейна, но и всего бывшего Союза. Ему поручалось вести переговоры и разрабатывать китобойную конвенцию в Японии, Англии, Норвегии, Франции. В Женеве (Швейцария) он решал проблемы установления границ территориальных вод. В странах Ближнего Востока, Африки и на Балканах занимался оказанием помощи в развитии рыболовства.

Много лет прошло с тех пор. Немало обид пережил Иван Федорович, пережил явно незаслуженно. Однако на протяжении всей своей жизни он оставался и по сей день остается человеком надежным, крепким, оптимистичным.

— С Севастополем связаны самые дорогие страницы моей жизни, — рассказывал И.Ф.Денисенко в один из своих недавних приездов из Москвы.

Жизнь прекрасна, считает он, еще и потому, что она предоставляет человеку возможность выдержать экзамен на крепость и познать счастье дружбы и любви. Этого ему судьба отвела в полной мере: преданная жена, любящие дети, верные друзья. И надежные коллеги, соратники, признательные ученики.

Другие статьи этого номера