Я учитель и горжусь этим!

О школе часто судят по тем, кто способен жар сердца, свои силы и знания отдавать детям.

…ДРУГОЙ СУДЬБЫ НЕ НАДО!

Ольга Андрониковна Кучер начала свой путь на педагогическом поприще двадцать лет назад. В 22-ю школу она пришла вместе с нынешним директором Светланой Антоновной Мельник. Но если за плечами Мельник был опыт директорства в школе N8 и работы в районо, то Кучер только осваивала азы учительского труда. Как и всем начинающим, ей было страшно: а вдруг не получится? Но получилось, и еще как! Сегодня она — учитель-методист высшей категории, отличник образования Украины. Возглавляет городскую членскую организацию Всеукраинской ассоциации учителей истории и обществоведения. И она не просто хороший историк. Диапазон ее знаний выходит за пределы школьной программы. На первый взгляд, урок, проводимый Ольгой Андрониковной, такой же, как у других. Но при этом она умеет создавать в классе особую атмосферу свободы. Ее ученики привыкли к тому, что можно свободно высказать свое мнение, делиться впечатлениями. И если в рассуждениях ученика есть заблуждения, учитель спокойно выскажет другую версию, аргументируя ее.

— Если, к примеру, мы говорим о демократии, мне не надо, чтобы ученик хорошо запомнил формулировку, — говорит Ольга Андрониковна. — Мне нужно, чтобы он всем своим нутром понял, что это такое. Только тогда я спокойна — добилась нужного результата!

У нее особое отношение к ленивым:

— Я готова помочь слабым, но трудолюбивым, пытливым детям. Ведь лень порождает агрессию, презрение к другим людям. Мой принцип — дать ученику не только знания, но и научить ими пользоваться. И когда ребята забывают, что знания не самоцель, я им напоминаю известное изречение: "Не принеси рыбу — подари удочку, научи ею пользоваться. Я не буду тогда зависеть от тебя. Я смогу это делать сам".

Когда-то давно, когда Оля проходила педагогическую практику, ей запомнился один случай. Преподавателем была крупная громкоголосая женщина. И вела она себя так, как будто и не было в классе студентов-практикантов. С учениками общалась все время в приказном тоне, и в классе постоянно царила нервозная обстановка.

— И тогда я записала себе в блокнот: никогда не кричать, не повышать голос, говорить тихо, — вспоминает Ольга Андрониковна.

— Ну и как, получается? — интересуюсь.

— Получается. Правда, иногда чувствую, что еще немного

и могу сорваться. Тогда приказываю себе: "Не смей, Кучер!" Но подобное случается крайне редко. В такие моменты мне бывает стыдно и грустно.

Понаблюдав за ее учениками, понимаешь, что им нравятся ее тихий голос, доброжелательная улыбка. А еще им нравится, что учитель всегда имеет свое собственное мнение. Как и все люди, Ольга Андрониковна может ошибаться. Но, общаясь с учениками, она не боится признаться в этом. Она постоянно в движении: организует то конкурс, то вечер встреч, то поход на природу… Все время учится: семинары, конкурсы, научные конференции, олимпиады… И неудивительно, что подопечные Ольги Андрониковны весьма успешно участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ. Каулин Кирилл, Прибытков Павел, Тринихина Екатерина, Назаркина Елена — ее талантливые ученики — заслуженно побеждали в творческих городских и Всеукраинском конкурсах. А сейчас сама Ольга Кучер принимает участие в Международном образовательном проекте "Основы демократии" и по внеклассной деятельности в образовательном проекте "Громадянська осв?та — Україна" под кураторством Евросоюза (до 2008 г.).

Большую внеклассную работу проводит Ольга Андрониковна со своими учениками. Под девизом "Ими гордится школа" собираются материалы об учителях-ветеранах, о выпускниках школы. Сегодняшние ученики берут интервью у тех и других, собирают фотографии, печатные материалы… Ольга Андрониковна бережно листает альбом с фотографиями. Вот она с ребятами на природе, а вот — на школьном вечере отплясывает со своими бывшими выпускниками. На другом снимке — теплая встреча с родителями выпускницы… Они встретились, как большие друзья. Да, наверное, по-другому и быть не могло. Потому что Ольга Андрониковна всегда относилась к своим ученикам с любовью и они платили ей взаимностью. Понятно, что при таком отношении к их детям родители тоже любили учителя. Для нее каждый выпуск — самый лучший. А было таких выпусков двенадцать! И эта невысокая светловолосая женщина помнит всех своих выпускников. Она волевая, но не сухарь. Веселая, остроум-ная, заводная, Ольга Андрониковна чувствует настрой своих подопечных и без труда находит с ними общий язык.

Двадцать лет прошло, но она до сих пор помнит самый первый букет белых роз, подаренный ей на выпускном вечере после первого года работы в школе. Потом в ее жизни было много замечательных букетов, но самым дорогим для нее все равно остается тот, первый…

— Он был самым лучшим, — говорит Ольга Андрониковна, и грустная улыбка появляется на ее лице. — Именно тогда я поняла, что не юридический вуз мне был нужен, о котором я мечтала, а педагогический. Поняла, что я — педагог, и другой судьбы мне не надо! Я люблю свою школу, своих учеников. Я учитель и горжусь этим!

…С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ШКОЛА!

Двадцать второй школе исполняется 35 лет. На торжественном мероприятии, назначенном на 19 октября, будут чествовать всех тех, кто жар сердец, свои силы и знания отдавал делу воспитания молодого поколения. Школа гордится такими учителями, как Т. Кузьменко, Л. Серебрянская, Е. Казача, Т. Мицукова, Н. Кимлач, Т. Шакура, Т. Лубская, Л. Павлюк… Трудно перечесть всех. Ведь о каждом работавшем здесь педагоге можно сказать много добрых слов. 35 лет школа давала глубокие знания, учила работать с книгой, деревом, управляться с иголкой… Как говорится, не хлебом единым сыт человек. 2500 выпускников школы получили здесь путевку в большую жизнь. Среди бывших воспитанников есть учителя и врачи, инженеры и юристы, экономисты и работники искусства. А еще почти все нынешние дедушки и бабушки, мамы и папы сегодняшних учеников тоже учились в этой школе, которая носит имя Героя Советского Союза Н. Острякова. Представители старших и младших поколений сегодня добрым словом вспоминают свою любимую школу, учителей, директора… Так, наверное, и должно быть в настоящей школе, где ученики чувствуют себя комфортно.

Другие статьи этого номера