Выгоден ли городу-герою статус города-курорта?

Александр ТРАХАЧЕВ: «Ни вам, ни мне, никому другому землю под застройку на нашем побережье «за просто так» уже не дадут!»
Мы встретились с председателем ГНА Севастополя А.С. Трахачевым накануне нового профессионального праздника — Дня налоговой администрации Украины, которой 30 октября исполняется 10 лет. Но говорили мы не о достигнутом, и мой собеседник не сыпал цифрами — наш разговор стал продолжением темы, начатой более года назад: «Чем живет и будет жить Севастополь после развала «оборонки», крупной промышленности и рыбной отрасли и других изменений в структуре источников пополнения казны?». Но теперь мы начали обсуждение этой проблемы с учетом инициативы местной исполнительной власти подготовить проект правительственного решения о предоставлении Севастополю статуса города-курорта. По мнению мэра, курортной зоной должна считаться вся территория города за исключением мест базирования флотов. Поэтому главный вопрос звучал так:- Насколько это выгодно — придать нашему городу статус курорта?

— Очень интересно у нас сегодня тема стоит… И я — в очень щекотливом положении. Потому что в этом вопросе есть интересы жителя и гражданина Севастополя, есть и интересы службы, которую я здесь возглавляю. С позиции руководителя этого ведомства сегодня — новое направление развития города, привлечение сюда инвестиций должно прежде всего предусматривать повышение его социально-экономического уровня, т.е. увеличение местного бюджета — основы нашего благосостояния. По старым меркам, как жил раньше город, и я, и многие севастопольцы однозначно бы сказали: "Не нужен мне этот курорт". Лучше — крупные предприятия в регионе. Это надежные партнеры и прозрачные налогоплательщики. Но жизнь распорядилась так, что полного возврата к прошлому не будет. Да, какие-то предприятия будут появляться, другие возрождаются, как, например, рыбоконсервный завод. Действуют и развиваются старые — рыбный и торговый порты. Без крупной промышленности региону сложно. А сразу перейти на курортный режим работы просто невозможно. Должен быть переходный период.

Вот две точки зрения. Теперь говорю в целом о том, что есть. Конечно, не использовать по прямому назначению то, что дали городу Бог, судьба и природа — климат, славное прошлое, море, горы, лес, — нельзя. Использовать именно для того, чтобы сотни тысяч людей приезжали сюда отдохнуть, прикоснуться к истории. Они везут с собой деньги, которые здесь тратят. Больше туристов — больше денег. Нужно их привлекать и считать, т.к. пока "турсредства" большей частью питают теневые потоки. Адекватная отдача городу от его ресурсов, согласитесь, быть должна.

— А что мы имеем сейчас, Александр Сергеевич?

— Когда я приехал сюда работать, мне подарили атлас Севастополя. Он всегда у меня на столе (показывает). Вот центральная часть города — та, которая наряду с пляжами может больше всего привлекать приезжих. Но сегодня здесь нет ни одного места, которое могло бы отвечать современным понятиям о завершенной туристической инфраструктуре. Я недостаточно хорошо знаю последний принятый генплан развития Севастополя, но убежден: значительные инвестиции в индустрию отдыха возможны у нас, если будут отработаны четкие правила игры. Без инвестиций переходный период пережить невозможно. Но в какой бизнес вкладывать, в каком направлении развиваться, решают риски и гарантии возврата вложенных капиталов. Пока риски есть, гарантий мало.

Появился у нас "испытательный полигон" — Балаклава. Но, честно говоря, в масштабах региона это мизер. И там — узкая специфика: по большей части бухта развивается под яхтсменов. Под них и строятся там разного рода мини-гостинички. Есть уже две-три.

— По-моему, их там уже больше десятка…

— Да не в количестве дело! Все это делается хаотично. А должна быть система. Инвестиции любят выверенные системы. Поэтому для развития даже одной бухты должен быть разработан план на уровне города. Ни в коем случае это не подразумевает лишь ограничения: не выше трех этажей и всех — под одну гребенку! Пусть у каждого выделенного участка будет свой дизайн. Но общий вид бухты, набережных и всех составляющих инфраструктуры должен радовать глаз туристов, соответствовать культурно-историческим традициям Балаклавы. И все вместе — не умалять удобства местных жителей. Такой подход обязателен и при развитии всего города в курортном направлении.

Сегодня этого нет. Каждый, кто получил, захватил "место под солнцем", что-то там роет и строит. Исключительно, как говорят, "под себя". И что самое обидное: потом изменить ничего нельзя. По каждому случаю нужно принимать отдельное постановление. Но и гарантий его выполнения нет, т.к. нет, повторяю, общих правил игры под названием "курортный бизнес в Севастополе". Их нужно создать, дополнив действующее законодательство новыми нормами и требованиями — как на правительственном, так и местном уровне. А развиваться нам есть куда — как на живописных берегах в сторону Ялты, так и в направлении Качи, где есть любимые многими песчаные пляжи.

Но на всем этом великолепии, судя по документам, сегодня есть чуть более 50 объектов, в основном тех, где сохранилась былая база для отдыха детей и взрослых. Зарегистрированы, правда, в их числе несколько новых "отелей" и "мотелей". Но емкость их всех — немногим более 7000 человек за сезон. Я уж и не говорю о пресловутом "сервисе". А во всех отчетах и планах звучит другая цифра: минимум 200000 приезжих за лето.

Вот и посчитайте: сколько нужно вложить инвестиций, чтобы они заработали на достойный прием хотя бы этого количества туристов. И когда город, которому нужно жить каждый день и круглый год, от этого получит достойную отдачу. Пока же вклад от всего туристско-развлекательно-отдыхательного сектора экономики — 9,8 миллиона гривен — порядка 5% от всех поступлений в бюджет за прошедшие четыре месяца курортного сезона. По Крыму в целом эти цифры немного больше. Рост у нас по сравнению с прошлым годам — 18%. То есть поступательное движение есть. И это радует.

Но когда накануне Дня туризма мы попытались определить, кому из туроператоров сказать "спасибо" за вклад в казну, оказалось, что, по сути, и некому. Их много, но анализ работы говорит, что городу они почти ничего не дают. Мы в этом году стали более целенаправленно работать и со смежниками туроператоров — транспортниками, предприятиями и лицами, предоставляющими отдыхающим жилье внаем.

— Много, кстати, у нас таких «пристанищ» туристов, помимо официальных 50?

— В ходе контрольно-проверочной работы летом выявлено порядка 250 таких объектов, где есть свыше 5 койко-мест. Хозяев 101-го мы убедили, что с государством хотя бы частью доходов нужно делиться. Из них 82 — это субъекты хозяйствования. Но лишь у 21-го услуги проживания туристов были сертифицированы. То есть лишь они официально подходят под категорию мини-гостиниц. Неофициальных — на порядок больше.

— Но только на одних отелях город-курорт не построишь.

— Верно! Поэтому в городе должны развиваться и промышленность, и туризм. Но должны быть четко определены зоны, где это происходит. И местам отдыха никоим образом не должны мешать воинские части, которые пока присутствуют почти в каждой бухте. И они в ближайшем будущем у нас будут, хотим мы этого или не хотим. Как и раньше: есть забор, за ним — военные. Два флота за забор не спрячешь. К тому же военный порт и корабли — одна из привлекательных частей имиджа города-героя. Но военные объекты должны минимально соприкасаться с гражданской жизнью, а флотское хозяйство и по суши разрослось, причем в самых "коронных" местах — на берегах почти всех бухт. Я, конечно, не эксперт в этих вопросах, но пусть крейсерами и эсминцами любуются с катеров, а на большей части берегов склады за "колючкой" для устаревшей матчасти (которой, по правде, давно уж и нет или она безнадежно устарела) должны сменить пляжи, базы отдыха и кемпинги. А людям нужны еще и современные дискотеки, кинотеатры, рестораны, кафе, отели, игротеки. И не где-нибудь по отдельности, а все рядом. Поэтому нужно, наконец, определиться, особенно разрабатывая проект города-курорта, какие его части останутся военным, а где мы и гости будем отдыхать.

Да и промышленность здесь нужно развивать по большей части перерабатывающую — для нужд наших и туристов. Наращивать эти мощности, чтобы не возить продукты и напитки издалека, а использовать все выращенное и созревшее в нашем же регионе. Любая организация индустрии, в т.ч. отдыха, состоит из многих одинаково важных частей. Как говорил великий Леонардо да Винчи: "Совершенство состоит из мелочей. Но само совершенство — не мелочь!" И поедут к нам люди не раз и не два, только когда им здесь будет уютнее и дешевле, чем в той же Турции. А за это нужно бороться. И борьба эта называется конкуренцией.

Отдельная тема — подготовка квалифицированного персонала. Его практически у нас тоже нет. И системы подготовки кадров нет. Чтобы ее создать, опять-таки нужны инвестиции. И большие. В общем, тема эта настолько объемная, что больше подходит для всегородского "круглого стола" с привлечением многих специалистов.

— Но надо же кому-то начинать ее обсуждение!

— (Улыбается). Я знаю одного бизнесмена. Построил он у моря мини-гостиницу. Приезжие были довольны, пока рядом не стали возводить промышленный объект. И желающих отдыхать с ним по соседству резко убавилось. А все из-за того, что нет комплексного плана развития региона как курорта и нет четких правил для этого. Вот и получается, что кто-то получил участок под индивидуальную застройку, накопил денег и возвел три этажа, разбив их на номера. И назвал постройку гостиницей. Но от этого же она ею не стала. Сколько еще для этого нужно составляющих! Похоже, на данном этапе такие проблемы, как сертификация услуг, перед владельцами подобных мини-приютов даже не стоят. Как не заботят их и нужды города, которому они обязаны платить налоги в полном объеме, коль эксплуатируют местные красоты и ресурсы. Заставить все оформить и платить может только конкуренция, когда у соседа и услуги по евростандартам, и контролирующие органы отдыхать постояльцам не мешают, и еда приличная по разумной цене, потому что "со своего огородика". Если же все будет продолжаться, как сейчас, Севастополь городом-курортом никогда не станет. Но я верю: сама жизнь заставит многих легализоваться.

— То есть период «обжорства» новыми возможностями отдыха проходит, наступает время «гурманства».

— Именно так. Такого не было, если б туриндустрия строилась хоть и на пустом месте, но в цивилизованном обществе. Там желающий строить отель без проблем согласовал бы бизнес-план с властями, у которых для этого есть все рычаги, а не брал бы землю "под садовый домик", чтобы отгрохать на ней гостиницу с бассейном, а потом горевал о тратах, потому что к "легальному" соседу гости едут охотнее. Но все прекрасно понимают: ни вы, ни даже я, никто другой участок на побережье под мини-гостиницу сейчас "за просто так" не получит. Как руководитель, я за то, чтобы каждый квадрат нашего "золотого побережья" давал громаде те деньги, которые он реально стоит. Это большие деньги, но даже они не гарантируют, что лакомый кусок отдадут именно тебе. Вот люди и идут привычным и более легким путем: есть право на "сотки" — берут землю "под садовый домик", а возводят отель с бассейном. Законной системы нет, системы! Да и говорят старожилы, что почти все наше побережье давно "расписано"… А во многих местах и застроено. И нужно, наверное, предусмотреть, чтобы уже существующие мини-гостиницы можно было без особых санкций переоформить из разряда индивидуальных домов, а затем выправить им весь положенный пакет документов на соответствующие услуги.

— Но последние решения нашего горсовета уже определили, по крайней мере, порядок выделения и использования земель в стратегически важных для города местах!

— Это лишь начало цивилизованных подходов к решению проблемы. Для меня, как руководителя ГНА Севастополя, в первую очередь важно, что если город ЗАКОНОДАТЕЛЬНО превращается в курортную зону, то могут быть увеличены и ставки налогов. Для бизнесменов и сдатчиков жилья это, конечно, уже неинтересно. Но власти получат право применять при денежной оценке коммунальной земли повышающие коэффициенты 2,2 и 1,5 в зависимости от их месторасположения. Кроме того, по Закону о патентовании в курортных населенных пунктах довести стоимость торгового патента до его предельной стоимости — 320 грн, что в два раза больше нынешней. Мы ведь должны думать о повышении благосостояния всего города, а не отдельных личностей. Поэтому принятие Закона о статусе Севастополя как города-курорта — шаг вперед в его развитии. А то, что хорошо для города, должно стать благом и для каждого севастопольца. Будущее, несомненно, за комплексным развитием города. Да и развиваться Севастополю как-то проще. К нему и относятся с особым пиететом. Когда, например, раньше я говорил, что живу в Симферополе, слышал в ответ безразличное "а-а-а…". И с особым привздохом, когда собеседник узнавал, что я из Севастополя. Да и во всем мире наш легендарный город знают.

— «Удорожание» нашей земли, если не по мировым, то хотя бы по меркам ЮБК, нашло уже отражение в налоговых планах на 2007 год?

— Пока нет. Но будет, считает Минфин, а налоговая исполняет. Наши аналитики, конечно, перспективы рассматривали, но мы пока эти цифры не озвучиваем. Могу сказать о том, что плата за землю за 9 месяцев этого года идет с превышением плановых заданий, а прошлогодних показателей — почти в полтора раза. Это практически 23 миллиона гривен. А всего мы дали казне уже 450 миллионов. Вот и посчитайте сами, какую часть в этом потоке занимают пока "земельные" деньги. Но отмечу, что нынешний год — переходный в этом вопросе. И очень хорошо, что налоговая служба находит полное взаимопонимание и с горсоветом, и с госадминистрацией: мы сегодня действительно стали получать всю информацию, на основании которой производим расчеты. Иными словами, у нас есть вся база "по земле", которая ежеквартально обновляется на основании поступающих из районов данных, какие участки кому переданы в аренду, и т.п. Не могу сказать, что мы стопроцентно отслеживаем ситуацию, но система уже есть.

Мой долг как председателя региональной ГНА — думать только о пополнении бюджета каждый день. Но дальновидным будет: чтобы переориентировать Севастополь в новом направлении и развить здесь туристический бизнес, нужен специальный режим, предусматривающий в переходный к "курортному раю" период какие-то послабления (не люблю слово "льготы") для инвесторов в этой сфере. Дать им возможность вернуть вложенные деньги, а затем уже заставлять делиться с государством и городом доходами.

— В ГНАУ — новый руководитель. Будет ли «новая метла» по-новому «мести», в том числе в курортном бизнесе?

— Для Севастополя ничего не изменится. Но жестче станет позиция по отношению к минимизаторам налогов. Мы проверяли наши АЗС: 300 миллионов оборота, казне — копейки. Так быть не должно и не будет.

— Налоговики попали в разряд счастливых людей: что ни год, то два праздника. Вот и теперь еще один…

— (Смеется). Вы знаете, есть общие праздники, а есть семейные. Летом мы отмечали первый — День работников налоговой службы Украины. Второй — руководство определило в честь создания 10 лет назад 30 октября Государственной налоговой администрации. И этот день — не "театральный" (в смысле места проведения) праздник. Пользуясь случаем, поздравляю и благодарю всех своих сотрудников за профессиональное отношение к делу. Выполнять в полной мере возложенный на нас служебный долг и соблюдать закон требую от себя и от подчиненных. И вижу, что каждый год приближает нас к цивилизованным, партнерским отношениям с налогоплательщиками. Хотя, как реалист, знаю: любить нас никогда не будут. Но уважать — должны!

— Спасибо!

Другие статьи этого номера