Лазаревское Адмиралтейство и Черноморский флот России. Время больших перемен

31 октября на Севастопольском судоремонтном заводе «Лазаревское Адмиралтейство», выполняющем гособоронзаказ МО РФ по ремонту кораблей и судов Черноморского флота, планируется проведение общего собрания участников, на котором будут рассматриваться итоги работы предприятия за 9 месяцев 2006 года. Корреспондент «Славы Севастополя+» обратился с вопросами к президенту Инвестиционной группы «ПЛАТО», российскому предпринимателю Геннадию БОЛБАТУ.- Геннадий Андреевич, вашей компании принадлежит 57% в Севастопольском судоремонтном заводе «Лазаревское Адмиралтейство». На предприятии сейчас производятся ремонт и модернизация двух заказов МО РФ — большой подводной лодки Б-380 и большого противолодочного корабля «Очаков», на которые правительство России выделило около $200 млн. Флотскую общественность да и многих жителей Севастополя волнует, почему так долго выполняются работы по этим двум боевым единицам ЧФ РФ?

— Да, действительно ремонт ПЛ Б-380 и БПК "Очаков" имеет длительную историю. Ранее эти заказы были размещены на ОАО "Севморзавод", но в связи с отсутствием финансирования со стороны МО РФ работы не производились. Контракты на ремонт ПЛ Б-380 и БПК "Очаков" нашим заводом были заключены в декабре в 1999 г., и работы по ПЛ Б-380 должны были быть завершены в 2003 г., а БПК "Очаков" — в 2004 г. Но в 2000 году БПК "Очаков" решили списать, и лишь нашими огромными усилиями с первым генеральным директором ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" Сидоренко Иваном Никифоровичем, к огромному сожалению, трагически погибшим в конце августа 2004 года, высшим руководством России было принято решение "Очаков" модернизировать.

Но, несмотря на это решение, принятое в начале 2001 года, завод вновь столкнулся с недостаточным финансированием заказов МО РФ в период до 2004 года. Лишь с 2005 года финансирование значительно увеличилось, а только в июле 2006 года определен окончательный облик БПК "Очаков" с современными системами и комплексами вооружений. Завод же всегда в ноябре выполняет план текущего года, по объемам производства в 2005 году стал крупнейшим промышленным предприятием Севастополя и одним из основных налогоплательщиков. Так что проблема здесь только в финансировании заказов со стороны МО РФ.

— С 1996 года — с момента раздела КЧФ — как на Черноморском флоте России, так и в Военно-Морских Силах Украины количество кораблей и судов уменьшилось почти в четыре раза. Значительная часть кораблей и судов обоих флотов на сегодняшний день выслужила свой срок. Кроме того, со стороны России и Украины в течение десятилетия после раздела КЧФ на ремонт флотов, по некоторым оценкам, фактически выделялось лишь 5-10% необходимых средств, что довело техническое состояние флотов до критического. Какие в связи с этим перспективы военного судоремонта в Севастополе?

— 16 июля на Севастопольском судоремонтном заводе "Лазаревское Адмиралтейство" состоялось совещание, проведенное заместителем Главкома ВМФ РФ по кораблестроению и вооружению вице-адмиралом Смоляковым А.А. при участии советника министра обороны РФ адмирала Сучкова Г.А., на котором были рассмотрены вопросы выполнения работ на заказах МО РФ. Сейчас ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" выполняет ремонт (с модернизацией) ПЛ Б-380 и БПК "Очаков".

На совещании присутствовали представители почти сотни предприятий оборонно-промышленного комплекса России и Украины. Вице-адмиралом Смоляковым А. А. была поставлена задача по завершению работ на ПЛ Б-380 и БПК "Очаков", доведена информация, что новые корабли в состав флота будут вводиться в соответствии с Государственной программой вооружений только через несколько лет, и поэтому ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" как головному исполнителю заказов МО РФ по Черноморскому флоту РФ в ремонт будут передаваться все основные боевые единицы ЧФ РФ — ркр "Москва", БПК "Керчь", СКР "Пытливый", "Сметливый" и "Ладный" по отрабатываемой на ПЛ Б-380 и БПК "Очаков" технологии ремонта с модернизацией. Черноморский флот будет возрождаться, в этом нет никаких сомнений, поэтому промышленности предстоит огромная работа. По оценкам специалистов, до $150 — 200 млн в год необходимо осваивать ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство", работая c десятками предприятий-контрагентов в течение 5-7 лет, чтобы привести флот в порядок. Севастополю военный судоремонт даст тысячи высокооплачиваемых рабочих мест, большие поступления в бюджет. В структуре объемов промышленного производства Севастополя военный судоремонт в ближайшие годы будет иметь более 50%.

Россия сейчас — даже уже не та страна, которая была в 2004 году, и Россия имеет возможность содержать в Севастополе достаточный и современный флот, выделить на восстановление флота необходимые $ 1,5 млрд, увеличить финансирование города Севастополя.

— Геннадий Андреевич, ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство» создано на производственных мощностях ОАО «Севморзавод» в соответствии с планом его реорганизации и реструктуризации в 1999 г. ОАО «Севморзавод» принадлежит 43% в ООО ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство». В этом году в ОАО «Севморзавод» произошла смена собственника — 50,5% акций Инвестиционного фонда UGF (США) проданы или переданы в управление ливанской компании L.I.T.A.T. Group, контролируемой Рафиком Дау, который избран председателем наблюдательного совета ОАО «Севморзавод». Как у вас складываются корпоративные взаимоотношения с новыми партнерами по ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство»?

— Непросто, но мы совместно с Рафиком Дау стремимся договориться о плодотворном сотрудничестве. Нашей компанией еще в июне г-ну Дау направлены предложения о возобновлении наполнения уставного капитала ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" до заявленных ранее величин основными производственными фондами со стороны ОАО "Севморзавод", финансовыми ресурсами со стороны нашей российской компании. Дело в том, что к 2000 году ОАО "Севморзавод" внесло в уставной капитал ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" лишь здание заводоуправления и часть из основных производственных фондов, все остальное находится в аренде. ОАО "Севморзавод" в 2000 году в одностороннем порядке, как мы считаем, прекратило наполнение уставного капитала, стало заявлять о "справедливой цене" на вносимые основные фонды, стало дальше плодить бесперспективные, по нашему мнению, ДП и ООО по различным направлениям деятельности. Все они оказались на сегодняшний день финансово несостоятельными и не обеспечили загрузку производственных мощностей завода даже на 20%. На ОАО "Севморзавод" более-менее загружены только доки, которые выполняют простейшие и самые дешевые работы — очистка, замена стали и окраска гражданских судов. Основная же часть производственных мощностей ОАО "Севморзавод", большая из которых специализирована на военном судоремонте, простаивает. Поэтому мы вновь вернулись к вопросу наполнения уставного капитала. Был также поставлен вопрос о принятии на ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" программы "Кадры", которая предусматривает повышение средней заработной платы до 2000 — 2500 гривен уже к концу 2006 года, возврат квалифицированных кадров, решение социальных вопросов, системную подготовку нового поколения корабелов в профессионально-технических училищах, средних и высших учебных заведениях Севастополя. Обсуждается и вопрос диверсификации деятельности ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" — работа ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" на быстрорастущем и высокодоходном рынке недвижимости для того, чтобы предприятие обрело возможность получения дополнительных доходов для модернизации производства, замены изношенного на 80-90% станочного парка, приобретения современного высокопроизводительного оборудования. Многие предприятия ОПК России не упускают возможности работы на рынке недвижимости, а ОАО "Севморзавод", ранее крупнейший застройщик города Севастополя, совершенно зря не использовало эти возможности. Так вот, направив все эти конкретные и разумные предложения г-ну Рафику Дау, мы пока получили встречное предложение — продать ему 18% в ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" с тем, чтобы у российской компании осталось 39%. Поэтому на встрече, проведенной после вышеупомянутого совещания заместителем Главкома ВМФ вице-адмиралом Смоляковым А.А. и советником министра обороны РФ адмиралом Сучковым Г.А., представителю г-на Дау генеральному директору ОАО "Севморзавод" г-ну Дзюбе В.А. было еще раз подчеркнуто, что непременное условие размещения гособоронзаказа на иностранном предприятии — это наличие контрольного пакета акций этого предприятия у предприятия — резидента РФ, которым сейчас является наша компания. Особенно актуален этот вопрос на фоне непростых взаимоотношений России и Украины. Для этого и создавался в свое время Севастопольский судоремонтный завод "Лазаревское Адмиралтейство" в условиях, когда акции ОАО "Севморзавод" были за $ 400 тыс. скуплены Инвестиционным фондом UGF (США).

С другой стороны, ситуация осложняется тем, что на ОАО "Севморзавод" пришел новый крупный акционер, который, как нам кажется, с недружескими намерениями относительно L.I.T.A.Т. Group. На аукционе, проведенном ФГИУ 21 мая, госпакет — 26% акций ОАО "Севморзавод" — в достаточно упорной борьбе был приобретен почти за $10 млн российским бизнесменом при стартовой стоимости $1 млн. С июля по август производилась активная скупка 23% акций, оставшихся у трудового коллектива.

Поэтому, исходя из обстоятельств корпоративной нестабильности на ОАО Севморзавод" и из возможного отказа Рафика Дау, как крупнейшего акционера завода, от дальнейшего наполнения УК ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" достаточными производственными фондами, мы в свою очередь будем рассматривать возможность вывода ОАО "Севморзавод" из ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство". Заверяя на словах о развитии ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" как базового предприятия по ремонту кораблей и судов Черноморского флота РФ и ВМС Украины, мы считаем, что наши партнеры из L.I.T.A.T Group ведут себя не очень ответственно в выполнении гособоронзаказа МО РФ 2006 г. В течение уже почти года на ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" не проведено ни одного собрания участников, не подведены итоги 2005 года, не принят план 2006 года, не решаются многие вопросы выполнения гособоронзаказа. Поэтому мы сейчас совместно со специалистами МО и ВМФ Российской Федерации готовим документы по созданию единого судоремонтного комплекса ЧФ РФ на базе ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство", 13-го СРЗ и 91-го СРЗ, которые будут предоставлены руководству МО, ВМФ и командующему ЧФ РФ в ближайшее время. Создание СРК "Лазаревское Адмиралтейство" на базе трех заводов в любом случае (с участием производственных мощностей ОАО "Севморзавод" или без них) для ЧФ РФ целесообразно по ряду причин. Это уже неоднократно обсуждалось, но мы сейчас выработали правовую, организационную, финансовую и технологическую схему, которая устроит всех. В результате создания единого СРК будут решены вопросы планирования ремонта кораблей и судов ЧФ РФ и ВМС Украины, управления, оптимальной загрузки производственных мощностей, снижения стоимости и сроков выполнения гособоронзаказа, модернизированы все шесть плавдоков Черноморский флота, изношенный станочный парк 13-го СРЗ и 91-го СРЗ. На ЧФ РФ будут созданы нормативные складские запасы ЗИП и материально-технических ресурсов, которые сейчас полностью отсутствуют. Город получит инвестиции и новые рабочие места. В качестве инвестора в этот проект войдет Внешторгбанк или Сбербанк России, переговоры об этом ведутся.

Также сейчас начались переговоры о приобретении контрольного пакета в ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" с одной государственной структурой, связанной с оборонно-промышленным комплексом России.

— Какие вопросы, кроме итогов 9 месяцев, будут рассматривать на предстоящем собрании участников?

— По плану проведения собрания будет принято положение о ревизионной комиссии общества и избрана ревизионная комиссия общества, которая незамедлительно приступит к ревизии деятельности завода за 2004-2006 г.г.

Далее будут обсуждаться корректировка плана 2006 года, причины невыполнения плана по объемам производства и по прибыли. И здесь нами будет поставлен вопрос о целесообразности работы генерального директора завода Крица Михаила Псаховича в этой должности.

Криц М.П. был мною приглашен на эту работу по рекомендации Главкома ВМФ в сентябре 2004 года после трагической гибели в автокатастрофе первого генерального директора завода Сидоренко Ивана Никифоровича. Однако, проведя анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2005 год, выполнения гособоронзаказа МО РФ в 2006 году, специалисты нашей компании пришли к следующему выводу: не выполняются условия контракта по чистой прибыли предприятия. По условиям контракта, Криц М.П. должен обеспечить чистую годовую прибыль завода в размере не ниже 25% от общей суммы реализованной продукции, выполненных работ и услуг.

За 2004 год прибыль завода составила 4,47 млн грн при объемах реализации продукции 43,4 млн грн, (10,3%). За 2005 год прибыль составила 3,79 млн грн при объемах реализации 109,3 млн грн (3,5%). При том, что соотношение контрагентских работ и работ, выполняемых собственными силами предприятия, в 2004 году составило 70:30, а в 2005 году — 80:20. В плане 2006 года, предоставленном собственникам завода Генеральным директором Крицем М.П., планируемые показатели по прибыли составляют 8%, при том, что соотношение контрагентских работ и работ, выполняемых собственными силами, составляет 82:18.

Анализ работы завода за 2005 год показал, что прибыль предприятия "размывается", мягко говоря, завышенными расходами на приобретение материально-технических ресурсов через фирмы-прокладки, завышенной оплатой работ и услуг, другими необоснованными расходами. Общий объем перерасхода средств составил, по нашим предварительным расчетам, около 8 млн грн, неправомерно был уплачен НДС в сумме 5,5 млн грн. Если исходить из того, что соотношение контрагентских работ и работ, выполняемых собственными силами, в 2005 году составило 80:20, то работы, выполненные собственным персоналом завода в сумме ориентировочно 23 млн грн были выполнены с убытками 13,5 млн грн.

По данным финансовой отчетности ООО "ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" в 2005 году доля собственного капитала в совокупных источниках средств составляла 6-7%. Завод не имеет собственных оборотных средств. Размер долгосрочного капитала не покрывает необоротных активов предприятия. В течение года 92% активов предприятия финансируется за счет текущих обязательств. Предоставленные данные свидетельствуют о том, что предприятие является неустойчивым в финансовом отношении.

Кроме того, дирекцией проводится работа по противодействию назначения ревизионной комиссии из представителей собственников, фактически саботируется предоставление информации о реальной экономике завода, не выполняются другие условия контракта. Полностью остановлено развитие завода, у трудового коллектива утрачивается вера в будущее завода, как следствие, резко увеличилась текучесть кадров, собственный персонал завода сократился, все большие объемы работ на заказах С-133 и С-2002 выполняются привлеченными бригадами и некими фирмочками. До настоящего времени не принята программа "Кадры", предусматривающая увеличение собственного персонала в 2006 году до 1400 человек, возврат на завод квалифицированных корабелов, системную подготовку кадров в технических училищах, средних и высших учебных заведениях Севастополя. Не используются предложенные нами возможности завода по диверсификации деятельности — организация в соответствии с уставом инжинирингового подразделения для работы на быстрорастущем и высокодоходном рынке крымской недвижимости. Работа на рынке недвижимости позволила бы предприятию получать дополнительную прибыль, значительно большую, чем прибыль по основной деятельности, обрести высокую финансовую устойчивость, строить малосемейное жилье для привлечения персонала на завод, решать комплекс других социальных вопросов.

Кроме того, наверное, впервые в новейшей истории предприятий ОПК Украины и России наш завод создал прецедент отказа от гособоронзаказа. Я считаю, что генеральный директор, не справившись с организацией работ на заказах С-133 и С-2002, не согласовывая с участниками общества, единолично принял беспрецедентное решение и отказался почти от третьей части гособоронзаказа текущего года, всего в сумме 300 млн рублей ($ 11,3 млн).

Поэтому наше предложение на собрании участников будет конкретным — увольнение Крица М.П. с занимаемой должности. Я неоднократно подчеркивал, что наша группа, собственник 57% в ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство", заинтересована в прозрачном бизнесе, против всяких теневых схем отмывания прибыли. Уверен, что и наш партнер, ОАО "Севморзавод" в лице председателя наблюдательного совета Рафика Дау, считает так же!

— Геннадий Андреевич, ваша компания развивает в Украине бизнесы, связанные с крымской недвижимостью и нерудной промышленностью. Какие основные проблемы возникают у инвесторов в Украине, в частности, в Крыму, в Севастополе?

— Главная проблема даже уже не законодательство и не коррупция в среде чиновников, а исполнение законов, судейский произвол и степень вмешательства правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность. В России, по сути, в начале 90-х годов был сделан запрет на вмешательство прокуратуры и МВД в бизнес, была создана, а затем ликвидирована из-за фактов массовой коррупции и беспредела налоговая полиция. А в Крыму, образно говоря, некоторые органы управления правоохранительных структур всех уровней активным образом участвуют в незаконном перераспределении собственности, проявляя особое внимание к иностранным инвесторам. А некоторые чрезвычайно коррумпированные суды в Украине закрепляют эти действия неправомерными решениями. Криминальные структуры в этих связках иногда играют самую пикантную роль, но это уже редкость. Мне не нужно ничего рассказывать, у нас собственный значительный опыт ведения бизнеса в России и грустный опыт инвестиций в Крым и Украину. В 2002 году у нас в Ялте была похищена компания — ООО "Плато Девелопмент" — учрежденная в 1998 году российской компанией ИПГ "Плато" для инвестиций в недвижимость Крыма и промышленность Украины. "Оставив" иностранному инвестору 1% , а похитив 79% в этой компании, соответственно бесплатно "перераспределив на себя" значительные иностранные инвестиции, полтора десятка объектов крымской недвижимости и акции нескольких щебзаводов в Житомирской области, группа местных "предпринимателей" организовала ОРД (оперативно-розыскное дело) против меня, как якобы криминального авторитета. Затем через прокуратуру Ялты против меня было возбуждено дело о хищении печати в "бывшей собственной фирме". Я был задержан и трое суток провел в ИВС УВД Ялты. Через суд планировалось продлить мое содержание под стражей на период "следствия" до тех пор, пока бы я письменно не отказался от всех прав на ООО "Плато Девелопмент". Только личное поручительство Генерального консула РФ в Крыму г-на Свиридова А.А. и вмешательство Посла РФ в Украине Черномырдина В.С. позволил мне выйти на свободу с надеждой вернуть похищенные инвестиции. Уже после этого в течение 2003 года против меня было возбуждено еще пять уголовных дел, вытекающих из первого абсурда, что я, похитив печать в собственной фирме, пользуясь этой печатью, якобы незаконно отстаивал свои инвестиции и собственность. Все уголовные дела неоднократно возобновлялись и прекращались за отсутствием состава преступления и велись до 2005 года. Моему старшему сыну Антону, приехавшему в Ялту оформлять недвижимость, были при обыске подброшены наркотики, а за мной, российским предпринимателем, который вложил достаточно много средств в экономику этой страны, закрепилась криминальная репутация. Только в апреле 2006 года решением Верховного суда Украины ООО "Плато Девелопмент" было на 100% возвращено ИПГ "Плато". Разумеется, без собственности. Большая часть собственности, а следовательно, иностранные инвестиции, была похищены. За период 2003-2006 годов дважды прекращались и возобновлялись через коррумпированные суды уголовные дела, прошло около 850 заседаний судов гражданских и хозяйственных различных инстанций по собственности ООО "Плато Девелопмент", на адвокатов и суды было потрачено значительное количество моей энергии и средств. Все мои обращения в Администрацию Президента Украины, заявления двум генеральным прокурорам Украины — Васильеву и Пискуну, — беспрерывно меняющимся прокурорам Ялты об уголовном преследовании лиц, расхитивших иностранные инвестиции, тихо скончались. И таких примеров беспредела только по Крыму — сотни. Я согласен с теми утверждениями, что Крым — самый коррумпированный регион в СНГ, а не только в Украине. Посмотрите статистику дел в Верховном суде Украины — почти треть всех дел из Крыма! А в Украине 27 регионов! О каком инвестиционном климате в Крыму можно говорить?!

Кстати, могу дать предложение правительствам и Украины, и России в связи с многочисленными дискуссиями, что делать с главным сдерживающим фактором развития стран, которым является коррупция. В отчетные показатели деятельности любого города или региона наших двух стран наряду с важнейшими показателями социально-экономической деятельности нужно ввести показатель коррупции по количеству обращений предпринимателей и промышленников всех уровней на неправомерное вмешательство правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность, решать кадровые вопросы в администрациях городов и регионов, судах и правоохранительных органах исходя из коэффициента коррупции. Для анализа обращений нужно создать в каждом регионе советы по развитию, в которые предпринимателями должны выдвигаться и избираться тайным голосованием самые достойные и авторитетные люди города или региона. У руководителей и народов наших стран должно быть ясное понимание, что только от тончайшей предпринимательской прослойки, развитие которой только началось, зависит экономический и технологический прорыв наших стран в будущее, а не от прокуроров и милиционеров. Предпринимателей нужно беречь. Развитие предпринимательства, инвестиции в отбор и подготовку предпринимателей — главные проблемы Украины и России.

— Геннадий Андреевич, в Севастополе произошли изменения. Полгода назад выборы в городской совет выиграла Партия регионов, председателем горсовета избран Саратов В.В. Председателем городской администрации Указом Президента Украины назначен Куницын С.В., которые активно выступают за развитие дружеских связей с Россией, положительное решение всех вопросов, связанных с комфортным пребыванием ЧФ РФ в Севастополе, за российские инвестиции в наш город. Какие надежды Вы связываете с новым руководством города?

— Я знаком и с Саратовым Валерием Владимировичем, и с Куницыным Сергеем Владимировичем. Это сильные и ответственные руководители. Знаю, что они очень заинтересованы в развитии Севастополя и обладают хорошими связями в Киеве и Москве и в состоянии принципиально себя вести в отстаивании интересов города. Очень хотелось бы надеяться на их сотрудничество в формировании положительного инвестиционного климата в Севастополе и, что очень важно, в правильной градостроительной политике. Касаюсь сейчас только того архитектурного китча, тех зданий, которые построены и строятся в исторической части города. То, что касается развития Севастополя как международного туристического и курортного комплекса, я уверен, что "мода" на Севастополь только начинается, в наш город придут огромные инвестиции, прежде всего из России и Европы. Замечательными мне представляются начинания властей города по созданию технополиса, в том числе и на простаивающих производственных мощностях ОАО "Севморзавод". Если правильно использовать научно-технический и интеллектуальный потенциал города, определить приоритеты и внедрить в производство хотя бы часть разработок и идей, то для Севастополя это обернется огромными экономическими достижениями.

Другие статьи этого номера