Судьба музея — в его коллекциях

В канун дня рождения Севастопольского Художественного музея здесь открывается выставка, посвященная 50-летию возвращения в родной город Севастопольской картинной галереи. С особой любовью представлены документы, посвященные подвигу директора галереи М.П. Крошицкого.- Михаилу Павловичу Крошицкому потомки всегда будут благодарны за спасение наиболее ценной части коллекции в суровые годы Великой Отечественной войны, — говорит директор музея заслуженный работник культуры Украины Н.А. Бендюкова. — В осажденном городе Михаил Павлович организовал упаковку и доставку на пристань более 100 ящиков с экспонатами. В ночь на 12 декабря 1941 года начался его героический путь от Севастополя до сибирского города Томска. Путь протяженностью более 11 тысяч километров. Через Черное и Каспийское моря, Кавказ, республики Средней Азии, с 43 перегрузками, стоянками под открытым небом. Путь, длившийся 13 месяцев! М.П. Крошицкий мерз, голодал, болел, но делал все, чтобы сохранить коллекцию для родного города.

После окончания войны спасенные музейные ценности под неустанной опекой М.П. Крошицкого вернулись в Крым. Севастополь был почти полностью разрушен. На месте галереи — руины. Произведения искусства разместили в помещении Симферопольского Художественного музея. Его здание уцелело, а вот собрание картин погибло осенью 1941 года. Так что же: севастопольская коллекция должна остаться в Симферополе? Никак нет! И вот тут начинается вторая "война" Михаила Павловича под девизом: "Галерея принадлежит Севастополю". Эту идею ему удалось отстоять. Будучи директором двух объединенных галерей, М.П. Крошицкий начинает заниматься формированием севастопольских фондов, параллельно идет процесс пополнения и комплектования Симферопольского музея.

Поступления шли в основном из Москвы — центральных музеев, Дирекции художественных выставок и панорам. Несмотря на сложное послевоенное время, делались и закупки художественных произведений. В ноябре 1947 года в Симферополе открылась экспозиция из произведений Севастопольского музея.

А к осени 1956 года севастопольская коллекция наконец смогла вернуться в возрожденный из пепла Севастополь. Первоначально галерея размещалась в здании на ул. Суворова, 5, рядом с Владимирским собором. Сохранился пригласительный билет: "Управление культуры Севастопольского горисполкома приглашает вас на открытие Севастопольской картинной галереи 8 ноября 1956 года". А уже весной 1958 г. галерея вновь заняла свое достойное место в одном из красивейших зданий города по пр. Нахимова. За короткое время ее коллекция возросла почти вдвое и насчитывала уже свыше двух тысяч экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Страницы истории музея, бережно и кропотливо воссозданные его сотрудниками, раскрываются ныне перед посетителями юбилейной выставки. Но как выбрать наиболее интересные экспонаты, ведь в музее хранится 8,5 тысячи произведений искусства?

— Основной акцент мы решили сделать на деятельности М.П. Крошицкого, имя которого носит наш музей, — рассказывает Н.А. Бендюкова. — Михаилу Павловичу удалось сохранить более тысячи произведений, самых ценных, самых лучших. Известно, что здание было разрушено, на фотографии, которую мы поместили на витрине, — развалины на месте музея. Погибло много предметов: мебель, бронза, скульптура. Вот почему перед нами стояла другая важная цель — показать посетителям пути и источники пополнения нашей коллекции, послевоенные закупки и дары, которые обогатили экспозицию музея.

Обо всем этом рассказывают акты, документы о пополнении фондов, фотографии. Много снимков и зарисовок самого М.П. Крошицкого. Вот автопортрет, вот фотография 1954 года: Михаил Павлович среди крымских художников. Вот первый музейный отчет, относящийся уже к севастопольскому периоду 1956 года.

В первой части выставки представлены произведения, полученные до 1956 года из Москвы — из Государственного музейного фонда, Дирекции выставок и панорам. От одного лишь перечисления дух захватывает: И.Е. Репин "Женская головка", И.И. Шишкин "Ручей в лесу", И.М. Прянишников "1812 год", А.П. Боголюбов "Корабли", В.Е. Маковский "Базар", отличная копия А.П. Фонвизина с картины "Неизвестная" И.М. Крамского, К.Ф. Петров-Водкин "Натюрморт", Г.Г. Нисский "Севастополь. Артиллерийская бухта". Здесь же великолепный бронзовый дуэт работы скульптора И.П. Кавалеридзе: Горький и Толстой. А вот представлены яркие свидетельства той, уже далекой эпохи: К.Ф. Юон "Праздник кооперации в деревне", портрет Сталина, бюст Дзержинского. И еще замечательные композиции: пять героев-черноморцев, девочка-пионерка, портрет спортсмена с кубком и скульптурная группа восторженных людей со знаменем, в центре полотнища — сталинский профиль.

Скульптурные произведения в небольшом по площади музее? Коллеги-музейщики удивляются: как же вам это удается? Так и удается! 33 года хранит это добро, чистит его, холит хранитель фондов Галина Владимировна Лесич. В ее ведении немало произведений декоративно-прикладного искусства, богатая коллекция фарфора.

Устроителям этой выставки в полной мере удалось показать, как росла галерея за время нахождения ее в Симферополе, как, несмотря на трудности послевоенного времени, за счет выделяемых бюджетом средств удавалось приобретать ценные произведения, каким важным подспорьем оказывались нежданно-негаданно передаваемые вещи из личных коллекций. Такой, например, замечательный вклад внесла жена художника Александра Павловича Мишонова, который работал в Талашкове в начале XX века. К сожалению, о самой жене сведений никаких нет, но какую замечательную, чудом сохранившуюся коллекцию великих художников она передала нашему музею: Врубель, Репин!

Отдельного рассказа заслуживает "Портрет мужчины" работы художника К. Штейбена, который был приобретен галереей в 1953 году у гражданки Агафоновой. Как оказалось впоследствии, на портрете изображен известный московский коллекционер В.А. Кокорев. Вероятно, картина находилась прежде в имении Кокорева в Мухолатке. Этот портрет севастопольцы видели на выставках меценатов-коллекционеров. А в 1997 г. жители Мухолатки подарили музею мраморный бюст Кокорева. Кстати, В.А. Кокорев был автором острых публицистических произведений, его перу, в частности, принадлежит работа "Путь севастопольцев". По его инициативе в Тверской области открылась первая в России академическая дача — первый Дом творчества художников. А далее на выставке представлена часть коллекции, пополнившей Севастопольскую картинную галерею уже после 1954 года через Дирекцию выставок Министерства культуры Украины. Экспозицию украшает прекрасная работа М.П. Крошицкого "Мертвая зыбь", закупленная музеем. Здесь же замечательные дебютные работы впоследствии известных крымских художников — Ф.З. Захарова, В.Д. Бернадского, К.А. Прохорова. Кисти В.Д. Бернадского принадлежит портрет М.П. Крошицкого, который встречает посетителей у входа в музей.

Юбилейная выставка в честь 50-летия возвращения Севастопольской картинной галереи открывает череду традиционных памятных мероприятий, которыми Художественный музей порадует севастопольцев начиная с 6 ноября.

Другие статьи этого номера