Кукловоды

Полагаю, большинство людей, проживающих в нашем городе, помнят игры своего детства. Менялись сюжет и персонажи, будь то «дочки-матери» или «казаки-разбойники», менялся неограниченный выбор подручных средств — от песочных куличей до ветки-пистолета, но неизменной оставалась задача играющих: всерьез инсценировать свою будущую жизнь, воссоздавать в миниатюре взрослые отношения, подражать родителям и воспитателям, одновременно обучаясь правильно реагировать на недетские ситуации.
Дети вырастают, у них появляются настоящие проблемы, и атмосфера «всамделишности» игр постепенно забывается. На детские забавы взрослым просто не хватает времени. Более того, игры последующего поколения кажутся им несерьезными, лишенными практического смысла, пустым времяпрепровождением. К счастью, таковыми становятся не все.

В ГОСТЯХ У ДОБРЫХ КАРАБАСОВ

Волей случая удалось мне посетить мастерскую театра кукол "Саквояж", организованного при Балаклавском центре культуры и досуга. Пожалуй, удачным ее расположение не назовешь: верхний этаж обширного здания, разветвление коридоров без каких-либо указателей, маленькая каморка с высокими потолками. Да и сама студия называется по-взрослому: кабинет N 32. Однако с первых шагов по "кукольному пристанищу" появляется ощущение, что детство здесь задержалось и надолго. Половину комнаты занимает ширма с артистическими подмостками, красочными декорациями и миниатюрным занавесом. У подоконника и на стульях вальяжно устроились кукольные персонажи: одни встречают тебя радостной улыбкой во весь рот, другие, напрочь игнорируя вошедшего, задумчиво изучают давно требующие ремонта стены. К основной комнате примыкает совсем уж крохотная кладовая, тем не менее до отказа забитая театральным реквизитом. В этом ворохе кукольных принадлежностей разобраться смогут, наверное, только хозяева.

А вот и они, вернее, одна хозяйка — художественный руководитель театра "Саквояж" Людмила Витальевна Суханова. Вокруг нее собрались дети — равноправные члены актерской труппы. Идет процесс передачи опыта кукловождения. Оказывается, в создании игровых мистерий маленькие кукловоды далеко не новички. Детской студии "Саквояж" уже три года, и в ее репертуаре насчитывается два полноценных отрепетированных спектакля.

Как выяснилось, сама Людмила Витальевна кукольному искусству посвятила всю свою жизнь. Коренная жительница Балаклавы, она с детства участвовала в постановках театра кукол при Балаклавском дворце пионеров. По окончании школы поступила в Саратовское театральное училище на отделение "актер театра кукол" и окончила его с отличием. Затем двенадцать лет проработала в Мангышлакском театре кукол, где освоила все должности — от рядовой актрисы до помощника режиссера. Но так как практика требовала основательной теоретической подкованности, новой ступенью в изучении кукольного мастерства стала учеба в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии им. Н. Черкасова. В годы перестройки вернулась в Балаклаву, где, по ее выражению, пришлось начать все с нуля.

— Мне посчастливилось попасть в кукольную группу "В гостях у Севы", затем стать ее руководителем, — говорит Людмила Витальевна. — На базе этой группы и родился "Саквояж". Вначале был театр, коллектив которого состоял из взрослых, профессиональных актеров. Он функционирует уже восемь лет, и в его творческом багаже шесть спектаклей. Детская студия появилась значительно позже.

Введение детей в кукольный мир — уже само по себе искусство. Знакомство маленьких артистов с принципами и приемами кукловождения, "оживления" неодушевленных предметов — дело кропотливое, требующее не только умения обращаться с куклами, но и знания основ педагогики. Одновременно с репетициями Людмила Суханова преподает детям посильный и полезный для них актерский тренинг. Занятия в студии построены на смене видов деятельности, включают пальчиковую и артикуляционную гимнастику, упражнения по сценической речи и вокалу, игры, развивающие внимание, память, мышление, воображение и восприятие.

— Есть кукольные программы без слов, — поясняет Людмила Витальевна. — В них присутствуют только пластика, мелодия и персонажи. В этом случае ритмичность и музыкальность исполнителей чрезвычайно важны.

Работа в театре невозможна без понимания роли художника, создающего самих кукол, их костюмы и интерьер спектакля. Опытный кукловод рассказывает детям о возможностях этой профессии, использовании различных материалов и цветов при создании разнохарактерных героев. И не зря. Каждый новый спектакль студии "Саквояж" — это новые куклы, новые декорации, новый реквизит, которые нередко ребятам приходится изготавливать самим.

Однако театр в первую очередь — искусство импровизации. По мнению Людмилы Сухановой, детям нужно предоставлять возможность импровизировать. Ведь особенность куклы в том, что любое, даже случайное движение ребенка заставляет ее комично двигаться. Ну а если движение сопровождается музыкой, смешной песенкой или забавным стихотворением, номер получается хоть куда! На долю кукловода выпадает импровизация: чем смелее, самостоятельнее и неожиданнее действует ребенок, тем интереснее выступает его персонаж.

Постепенно — от занятия к занятию — дети готовы к решению настоящих театральных задач: и технических, и творческих. Наравне с юными дарованиями руководитель принимает участие в создании сценариев, пишет стихи и песни для спектаклей, сама легко перевоплощается в любой сказочный персонаж. На известные мелодии ставятся музыкальные номера и целые эстрадные шоу, с которыми ребята выступают не только на сцене Балаклавского центра культуры и досуга, но и в школах, детских садах Балаклавы и города. В 2004 году кукольная студия "Саквояж" приняла участие во Всеукраинском фестивале театрального искусства "Рампа дружбы", проходившем в Евпатории, а в прошлом году заняла третье место на втором городском фестивале театрального искусства.

В репертуаре студии присутствуют игровые психологические миниатюры, которые с полным правом можно назвать куклотерапией. Так, в одном из детских садов "Саквояж" показал лечебный спектакль для детей с ослабленным зрением. Постановки коллектива, по словам его руководителя, сыгранные в больницах, домах отдыха, центре реабилитации детей-инвалидов, могут быть полезными и молодым людям, имеющим проблемы психосоциального характера, например наркоманам и подросткам, оставшимся без родителей.

Накопленный опыт, желание выхода на широкую аудиторию, необходимость демонстрации кукольного жанра как полноправного вида драматического искусства привели Людмилу Витальевну к идее проведения общегородского кукольного фестиваля, участники которого могли бы не только показать свои маленькие шедевры, но и просто пообщаться, обменяться мнениями, поделиться друг с другом секретами обращения с куклами.

СМЕХ НА НИТОЧКАХ

Несмотря на кажущуюся несерьезность городского фестиваля театров кукол, мероприятие это вышло хлопотным и трудноподъемным. Найти деньги на него оказалось задачей сложной: никто в городе не загорелся идеей профинансировать праздник. Инициатива так и осталась бы невоплощенной, если бы в последние дни не нашлись спонсоры. Оформлением зала занялось предприятие "Добрыня и К " (руководитель В. Несов); творческое объединение молодежи (руководитель М. Швачкин) обеспечило музыкальное оформление; ООО "Скифос" (директор В. Назаров) и частный предприниматель М. Паевская побеспокоились о призах лауреатам фестиваля; дочернее предприятие "Царь хлеб" (директор О. Андрияс) ООО "Хлебинвестиции" подумало о питании юных участников, а частные предприятия "Генуя-Крым" (руководитель Б. Дуганов) и "Золотой символ" (директор С. Васильев) оказали мероприятию финансовую поддержку.

Конечно, для первого в истории Севастополя кукольного фестиваля "Маленькая страна" привлеченных средств было явно недостаточно, но останавливаться на полпути Людмила Витальевна не собирается. На протяжении двух дней жители и гости Балаклавы имели возможность насладиться искусством шести театральных трупп Севастополя: театра марионеток "Вилли-Винки" управления по делам семьи и молодежи городской госадминистрации, театра кукол и масок "Золотой ключик" средней школы N 22, театра марионеток "Колесо" общественной организации "Логос", детского кукольного коллектива "Открытые сердца" ассоциации "Духовное возрождение" и, естественно, взрослого театра и детской студии "Саквояж". В качестве приглашенных гостей перед зрителями выступила евпаторийская театральная студия "Марионетки". Различные по формам и стилям спектакли шли в режиме нон-стоп. Живые актеры, марионетки, тряпичные куклы, богатая сценография, костюмы, грим — все было рассчитано на то, чтобы доставить зрителю визуальное удовольствие. Пафос сказок нес в себе жизнеутверждающее, воодушевляющее начало, но ни в коем случае не навязчиво-назидательное.

Вспомнить хотя бы искрометный, полный юмора и теплоты спектакль "Друг для медвежонка", показанный взрослым театром "Саквояж", где, кстати, одну из ролей исполняла Людмила Суханова. Сказка в шуточной форме поднимает вечные проблемы "отцов и детей", дружбы и нравственного воспитания.

Многие дети впервые в жизни видели "вживую" спектакли кукольных театров. Фестиваль только начал работу, а его организаторы и участники уже успели получить в свой адрес массу теплых слов с благодарностью от зрителей, услышать бурные аплодисменты. Несмотря на то, что в зале сидело в основном юное поколение, взрослые абсолютно не чувствовали себя лишними на этом празднике жизни и, как завороженные, следили за разворачивающимися событиями. Великолепная характерная игра, остроумные перевоплощения из кукол в людей и обратно, чувство меры в общении с залом — все демонстрировалось театральными коллективами на высочайшем профессиональном уровне без всяких скидок на детскую аудиторию. Это и не-удивительно, ведь многие из участников являлись лауреатами и дипломантами аналогичных всеукраинских и международных фестивалей.

Конечно, можно было не согласиться с трактовкой некоторых кукольных образов, отдельные "технические моменты" прерывали плотный график фестиваля, однако это не могло умалить главного его очарования — атмосферы сказочности. Несмотря на внешнюю непохожесть, спектакли, в сущности, учили одному и тому же: умению наблюдать и исследовать жизнь во всех ее проявлениях, подмечать необычные детали в заурядных на первый взгляд предметах, наслаждаться их формой и подбирать ей новое содержание.

Удивительным образом закончилось представление театра марионеток "Колесо": артисты спустились со сцены к зрителям. Каждый держал в руках куклу — любопытного Козленка, строгого Козла, хитрую Лису, задумчивого Ужа. Дети сразу окружили их и долго рассматривали каждого из персонажей, поглаживая с уважением и опаской. Возможно, кукольники в глазах детей выглядели добрыми волшебниками.

Кукольный праздник явно не прошел незамеченным, однако и аншлаговым его, к сожалению, назвать никак нельзя. Значительную часть публики в зале представляли участники и гости фестиваля. Однако отнюдь не качество коллективов и отсутствие интереса к ним стали тому виной. Вероятнее всего, как и многие подобные мероприятия, фестиваль оказался заложником недостаточного финансирования культурных начинаний и плохо развитого менеджмента в области культуры, способного привлечь заинтересованных спонсоров и меценатов.

— Я лично обошла руководство нескольких школ и детских садиков, — жалуется Людмила Суханова. — Разнесла афиши. Однако на фестивале учеников и дошкольников из этих учреждений так и не увидела. Создается впечатление, что прекрасный, чистый и высокодуховный вид искусства, способный оказать огромное влияние на формирование личности ребенка, учителям и воспитателям нашего города не нужен. Это вызывает, по меньшей мере, удивление.

Счастливой изюминкой фестиваля стала коллекция салонных кукол севастопольской художницы Вероники Момонт, расположившаяся в фойе Балаклавского центра культуры и досуга. Персонажи мастерицы, созданные из разноцветных кусочков ткани, бесспорно, являются шедевром этого вида искусства. Но, как ни странно, выставка была встречена посетителями центра без особого интереса.

Как и полагается, праздник завершился всеобщим пением гимна кукольников. Вопреки опасениям, фестиваль выполнил возложенную на него задачу: доказал необходимость и полезность существования кукольного театра и занял достойное место среди своих старших собратьев.

НЕДЕТСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ТЕАТРА

Отгремели аплодисменты, умолк детский смех, погасли сценические прожекторы и повисли на веревках уставшие куклы. Художественные коллективы сложили свой реквизит в походные мешки и разъехались кто куда. Казалось бы, мероприятие проведено, можно поставить "галочку".

Однако Людмила Суханова считает, что успокаиваться на этом нельзя. Пообщавшись, показав себя и посмотрев других, кукольные театры города так и остались одинокими сказочными островками в океане культурной жизни Севастополя. Интерес к ним не угас, но, по мнению руководителя студии "Саквояж", если не поставить развитие кукольного искусства на постоянную основу, не свести воедино усилия мастеров-кукольников, так и будут они ездить с огромными сумками из одного конца города в другой, напоминая старинные бродячие балаганы.

Выходом из создавшегося положения, по убеждению Людмилы Витальевны, может стать создание в Севастополе профессионального государственного театра кукол — с полноценным бюджетным финансированием и постоянным актерским штатом.

— Уже готов эскизный проект здания такого театра, выполненный пять лет назад севастопольским архитектором Георгием Григорьянцем, — добавляет кукловод. — Согласно проекту, в новом театре кукол будут и зрительный зал на 200 мест, и грим-уборные, и артистические фойе, и репетиционные помещения. Найдется в нем место и для музея кукол. Проблема в инертности городских властей, в отсутствии разрешения и необходимых средств на строительство. Одна надежда на спонсоров и меценатов, которыми всегда славилась севастопольская земля.

Но и это не все. Каждое искусство имеет свою материально-техническую базу, вне которой оно не может существовать. Решение новых репертуарных задач, развитие и обогащение драматургии театра кукол идет параллельно с развитием и усовершенствованием его техники. Как развитие музыки связано с изобретением и усовершенствованием музыкальных инструментов, как любой драматический театр обязательно обустраивает сценическую площадку, ставит на конвейер создание сценических костюмов, так и театр кукол обязан располагать обширной и сложной материально-технической основой, что, увы, является недостижимой мечтой севастопольских кукловодов.

А пока, соперничая с засильем компьютерных игр, теле- и видеопродукции, поработивших детские умы, кукольный театр в нашем городе находится на грани выживания, оставаясь на плаву только благодаря усилиям одиночек-энтузиастов, не забывших очарование, сказочность и всемогущество своего детства.

Другие статьи этого номера