Дети и деньги

Как воспитывать с помощью денег? Нужно ли давать их детям на карманные расходы? Стоит ли платить за хорошие оценки, если «да», то сколько? Ответы на эти вопросы найти непросто. Сколько семей, столько и ситуаций. Испытания бедностью, как и достатком, не выдерживают многие взрослые, что уж говорить о детях…
За советом и консультацией мы обратились к психологу — специалисту по возрастной психологии Елене Аркадьевне КАВЕРНИК.- Елена Аркадьевна, когда, на ваш взгляд, следует начинать воспитывать ребенка в отношении денег?

— Примерно с трех лет. Как правило, в этом возрасте дети уже часто бывают вместе с мамой в магазинах, видят, что сначала мама вынимает деньги из кошелька, а уж потом что-то приобретает. Для детей это как новая сюжетно-ролевая игра. И, безусловно, их любопытство следует развивать и поддерживать. Однако информация должна подаваться дозированно, соответственно возрасту. Можно, например, поиграть в магазин дома и таким образом дать первые представления о товарно-денежных отношениях между людьми. Можно попытаться рассказать малышу о своей работе как о самом механизме появления денег.

— Иногда можно увидеть, как малыш что-то выпрашивает у родителей, и в качестве аргумента тут могут быть и тихие слезы, и дикий рев…

— Нередко дети пытаются по-своему манипулировать близкими, вплоть до закатывания истерик. В такой момент малыша лучше всего отвлечь. Но в целом важно разговаривать с ребенком, стараться объяснить то, что нам кажется таким простым и ясным. Лет с пяти можно планировать какие-то совместные покупки, позволять ребенку быть самостоятельным, вести себя по-взрослому, расплачиваться, например, за какие-то недорогие вещи. Конечно, идти во всем на поводу не надо. Наоборот, в чем-то нужно его вовремя ограничить. Но, отказав в просьбе, постарайтесь объяснить, что кто-то из близких в семье сейчас тоже нуждается в чем-то, что это важнее. Таким образом мы учим детей проявлять также заботу.

— Возраст, с которого мы начали разговор, наверное, самый легкий, «розовый» период в вопросе денежных взаимоотношений. Но вот ребенок пошел в школу, а там свой мир. И чем острее воспринимается какое-то несоответствие, тем сильнее желание что-то иметь.

— Действительно, ранний подростковый возраст может характеризоваться участившимися конфликтами. Идет пересмотр прежних взаимоотношений. Если раньше уму-разуму учили только родители, то теперь на него оказывает влияние и мнение сверстников. Появляются первые представления о расслоении общества. Может возникнуть такое разрушающее чувство, как зависть. И тут очень важно, заложены ли в вашем ребенке такие внутренние качества, как достоинство, чувство определенной внутренней независимости. А есть ли это все в вас? Ведь часто сами родители не соответствуют требованиям, предъявляемым к ребенку. Но если эти необходимые качества присутствуют, если в семье между людьми сохранены доверительные отношения, дети смогут понять родителей.

— В некоторых семьях деньги — безусловная ценность, сила, способная решить любые проблемы. В этом же духе воспитываются дети.

— В своей практике я часто встречаю такое явление: родители, успешные в денежных делах, все, что надо, покупают ребенку, оплачивают развлечения, не отказывают ни в чем, а ожидаемых хороших результатов в учебе, в поведении нет. На самом деле происходит подмена. Не имея ни времени, ни сил, ни желания на плотное и часто очень непростое общение с ребенком, взрослые словно пытаются его "подкупить". Некоторым родителям проще купить компьютер и закрыть глаза на то, что ребенок сутками пропадает возле него, чем, придя с работы, провести вечер с сыном, искренне и терпеливо пытаясь понять, чем он живет. На самом деле родители соблазняют ребенка деньгами, его самого при этом отвергая.

Сделав вывод, можно сказать, что чем больше деньги задействованы в отношениях детей и родителей, тем глубже и содержательнее должны быть эти отношения. Легкое отношение к деньгам — без бесед, объяснений, споров, совместной работы — приводит к тому, что деньги фактически вытесняют эмоциональные отношения ребенка с родителями, которые так необходимы детям.

— А плата за оценки? Это хорошо или плохо?

— Однозначного ответа нет. Все равно во всех семьях денежные отношения выстраиваются по-разному. Это зависит от многих причин: разные возможности, способности, традиции. Иногда полезно заключить эдакий контракт: ребенок приносит хорошие оценки за полугодие и получает, например, на каникулах интересную поездку. Платить за каждую оценку, на мой взгляд, не совсем верно. Хотя бывают и такие случаи.

— Нужны ли подростку карманные деньги?

— Несмотря на то, что дети, как правило, находятся на полном нашем обеспечении, карманные деньги нужны. Это может быть совсем небольшая сумма, но она позволяет подростку проявить самостоятельность. Установите порядок, в соответствии с которым карманные деньги будут даваться только раз в неделю во время семейного собрания. Если ребенок потратит их раньше, у него появится хорошая возможность почувствовать, что значит быть без денег, или, возможно, он обратится за помощью с просьбой добавить на что-то. Некоторые дети умеют копить, а у некоторых любая сумма "уходит сквозь пальцы". В любом случае, деньги нужны ребенку для развития. Но не нужно провоцировать его большими суммами. Большие деньги и возможность тратить их без ограничений — непосильная ноша для маленького человека.

— Должны ли подростки подрабатывать, как, например, в Америке?

— Томас Эдисон стал зарабатывать деньги, торгуя в поездах газетами, что не мешало учебе. Бенджамин Франклин в 12 лет работал подмастерьем печатника. Джон Рокфеллер в 16 лет нанялся клерком в фирму по оптовым поставкам, а знаменитый Карнеги в 13 лет заправлял бобины на ткацкой фабрике. Но сегодня американские дети не дежурят у бобин ткацких станков. В Америке достаточно рабочих мест — чистых, оборудованных и безопасных. Можно услышать сколько угодно историй о том, как сын американского миллионера на подаренной папой машине развозит пиццу, чтобы заработать на билет в Сан-Диего, потому что там так чудесно заниматься виндсерфингом. Потому что сегодня американцы уже пришли к выводу, что счастливое будущее ребенка зависит не столько от уровня интеллекта, количества выданных ему денег, сколько от умения общаться и выстраивать отношения с людьми. Поэтому и полезно трудиться.

У нас же, увы, сегодня иная ситуация. Наши дети порой совершенно не разбираются в том, что для обогащения далеко не все средства хороши, что есть так называемые грязные деньги, из-за которых, между прочим, можно попасть в тюрьму. Но ведь и у взрослых на сегодняшний день эти понятия словно размыты. Один мой маленький клиент на вопрос, почему он хочет стать, когда вырастет, тем-то, простодушно сказал: "А там дают взятки". Папа его друга работает в той структуре, и друг живет хорошо. Но вряд ли криминальный путь — это та самая дорога к счастью.

Мы живем в переходный период, когда все с увлечением экспериментируют с деньгами и детьми. Но если деньги — дело наживное, то дети — это то самое единственное и дорогое, что у нас есть. А для воспитания ребенка по-прежнему важны лишь духовные ценности родителей.

Другие статьи этого номера