Севастопольцы предложили кооперацию. Финны согласились

Два последних года по уровню конкурентоспособности экономики первое место в мире держит Финляндская Республика. При населении в пять миллионов 250 тысяч человек валовый национальный продукт страны составляет 157 миллиардов евро. Для сравнения: 50 миллионов украинцев «дают» ВВП только на 30 миллиардов, причем в долларах! Причину такого позора для, в общем-то, трудолюбивой восточноевропейской нации президент Финляндии Тарью Каарина Галонен видит в уровне коррумпированости двух стран: если Финляндия признана наименее коррумпированной страной в мире, то мы… Что уж тут говорить, надо что-то делать! Хотя бы привлекать цивилизованного скандинавского инвестора на наши громадные промышленные площади.Именно с этой целью побывал в конце октября в Хельсинки вице-президент Ассоциации судостроителей Украины "Укрсудпром", депутат Севастопольского городского совета Анатолий Череватый. Поездка была более чем деловой: в рамках первого официального визита в Финляндию Президента Украины Виктора Ющенко, в аккурат накануне саммита Евросоюза. С учетом того, что госпожа Галонен является председателем Евросоюза, политические задачи продвижения Украины вперед, в Европу, решали официальные члены делегации. Экономическую направленность визита взяла на себя бизнес-группа, тщательно отобранная и сформированная украинским Союзом промышленников и предпринимателей. В девятку бизнес-участников и вошел Анатолий Череватый.

Причем севастопольскому судостроителю представилась возможность сделать доклад на заседании "круглого стола", участие в котором приняли первые лица обоих государств. Доклад Анатолия Череватого "Перспективы развития судостроительной промышленности Украины" был сделан с позиций инвестиционной привлекательности этой отрасли и промышленной кооперации судостроителей Севера и Юга. Из его выступления любознательные финны узнали о том, что после распада СССР в Украине осталось 30% судостроительного потенциала Советского Союза. В недалеком прошлом Украина и Финляндия имели множество положительных примеров сотрудничества, и сегодня 90% заключаемых контрактов подписываются зарубежными компаниями и судовладельцами. Кроме того, государство уверенно идет по пути приватизации судоверфей, и зарубежные партнеры настойчиво проявляют себя как инвесторы. Пример: голландская судостроительная корпорация "Дамен" выкупила судостроительный завод "Океан" (г. Николаев). Теперь портфель заказов верфи обеспечен на два-три года вперед. Инвестирование в этот сектор украинской экономики, кроме всего прочего, поможет созданию условий для подъема уровня верфей до требования европейских стандартов, тем самым сделав ближе цель вхождения Украины в ЕС. "Судостроительная промышленность Украины имеет интересные возможности и привлекательные перспективы развития", — убеждал участников "круглого стола" Анатолий Череватый. "Сегодня в трудном положении находится Черноморский завод, — рассказал вице-президент Ассоциации судостроителей корреспонденту "Славы Севастополя+" после возвращения в Севастополь. — В чрезвычайно трудном — великолепный завод "Море" (Феодосия). Большие трудности испытывает завод имени 61 коммунара. Причин множество. Некогда, в советское время, существовали обширная кооперация в судостроении, взаимные поставки. Теперь Украина, обеспечивавшая 30 процентов советского судостроения, практически обнулила все связи. Это не пошло нам на пользу. Некая перестройка в кооперировании судостроения идет и в Скандинавии. Почему бы не начать совместную работу? У нас на повестке дня по заданию Кабинета министров приватизация и "Моря", и "коммунаров". Идет очень трудная перепродажа пакетов акций Черноморского завода, непростые процессы на Херсонском заводе, также связанные с приватизацией. Цивилизованный инвестор крайне необходим судостроению Украины. В этой части мы и объяснили, какого рода идут процессы, какие иностранные инвесторы уже эффективно участвуют в разгосударствлении судостроительных компаний. Мы имеем все основания предлагать финнам участвовать в конкурсах по реализации акций через Фонд государственного имущества. Что же касается второго направления, — создания кооперации по взаимовыгодным схемам, — то они сами предложили нам сотрудничество в таком, казалось бы, простом, но не решенном нами вопросе".

По словам Череватого, при строительстве особенно танкерного флота необходимо огромное количество лесов для проведения работ как изнутри, так и снаружи. И, оказывается, в нашей стране эта проблема так и не решена еще со времен развитого социализма. Строительные леса, возводимые самими работниками судоверфей, носят характер "тяп-ляп", затрудняют работы и зачастую противоречат правилам техники безопасности. "У них это поставлено идеально, — говорит Анатолий Череватый. — Есть специализированная структура, которая имеет необходимые рештования. Даете заказ, они проектируют, собирают леса, отвечают за качество и безопасность их в эксплуатации. Когда заканчивается срок договора, они разбирают сооружение и увозят. Держать собственные рештования, хранить их у себя — это на самом деле затратно. Оборудование простаивает, не работает, но его амортизация идет, требуется обслуживание. Опять же, площади занимает. Каждое изделие должно приносить прибыль, а если оно не работает и не дает ее, то это прямые убытки предприятия. У нас до сих пор психология некапиталистическая. Нужно менять подход к делу".

Давайте кооперироваться, сказали финны. И если украинские судостроители сумеют создать финским специалистам приемлемые условия, то они, возможно, в скором времени придут к нам на рынок со своими технологиями. Причем для Севастополя с его строительным бумом это двойное благо. Ведь леса, отвечающие ТБ, нужны не только судостроителям, но и строителям, реставраторам высоток, одевающимся в дерево сверху донизу.

Другие статьи этого номера