Скромность — путь к…

В выставочной галерее отделения Союза художников Украины открылась выставка новых работ севастопольского художника Владимира Болотного. Отрадно, что все картины написаны в этом году. Смешение жанров и стилей: от классицизма и академизма до сюрреализма и авангарда — все это под единым названием «Античный блюз». На открытии экспозиции сам художник скромно заявил: «Этой выставкой я хотел показать процесс поиска, а не что-то уже выверенное, понятное и готовое».
Знакомим наших читателей с Владимиром БОЛОТНЫМ и его шедеврами.

— Все художники, как огня, боятся сравнения с другим, более известным мастером. У вас есть в живописи кумиры, предшественники?

— Пожалуй, Эль Греко, Климт… Из колористов — Коровин.

— Изначально вас интересуют цвет, форма, композиция или жизненные коллизии, которые вы изображаете?

— По-разному. Бывает, увижу пятно и переношу его на холст, а потом уже думаю, в каких условиях оно существует, — появляется композиция.

И наоборот: сначала возникает настроение, к которому подбирается композиция, даже стиль, хотя стилем стараюсь себя не сковывать: где-то импрессионизм, где-то — классика.

— Я не специалист, но кажется, что эта выставка могла бы украсить даже зал ЦДХ на Крымском валу. Вы часто выставляетесь?

— Нет, художник не должен об этом думать. Его задача — пахать в мастерской, а выставлять должны уже другие. Хотя о том, что в Севастополе существует около тридцати мастерских хороших художников, мало кто знает! Кстати, Севастопольский союз художников — один из немногих, сохранившихся в Украине, в котором состоят очень хорошие мастера. Но принято считать, что выставки на Приморском бульваре — это и есть Монмартр!

— Глупый вопрос: все картины — это ваши дети, но есть ли самый любимый ребенок?

— Знаете, все последние работы, написанные в этом году, я не считаю завершенными — это только поиск окончательного решения. Считайте, что это эскизы к будущим работам. Поэтому сейчас я могу экспериментировать и хулиганить.

— Обыватели считают, что у каждого художника непременно должна быть своя муза. У вас эту роль выполняет?..

— Об этом я не задумывался. Скорее всего, поиск — это и есть моя муза.

— Зрителю всегда необходимо знать, чью выставку он увидел. Я имею в виду жанр. Как бы вы ответили?

— Не хочу себя связывать приверженностью к жанру или к школе. Иначе придется соответствовать взятым на себя обязательствам. Наклеивать ярлычки на художников и манеру их письма должны искусствоведы из Художественного музея. Как меня назовут — все равно! Японские художники в средние века получали признание, потом полностью меняли стиль письма, манеру, меняли даже имена лишь для того, чтобы освободиться от сложившегося в отношении их творчества стереотипа!

— Среди выставленных работ мне трудно выбрать что-то одно, но ваш автопортрет меня покорил!

— Я написал его в пику будущим критикам! Когда меня начнут ругать, я спрошу: "А судьи кто?" и застыну в такой же позе, как на картине "Монолог".

— Вы такой разноплановый и разножанровый художник, почему бы не попробовать себя в роли театрального сценографа?

— У меня нет опыта, да и ответственность большая! Здесь, если картина не вышла, значит, я дурак! А в театре от бездарного оформления пострадают актеры, автор, режиссер, зрители…

— При общении с вами создается впечатление, что вы очень скромный человек. Разве художник имеет право быть сегодня скромным?

— Да, я слышал, что "скромность — кратчайший путь к безвестности", но я не умею продавать свои работы. У меня есть узкий круг постоянных покупателей моих пейзажей. Иногда заказывают портреты. Если бы не надо было на что-то жить, то, честно, я бы их дарил!

— Как вообще выживает скромный севастопольский художник?

— Пейзажами!

— Вы пошли бы на компромисс, чтобы продать картину? К примеру, просят дорисовать пенек, бревно, любимую машину.

— Раза два было, когда к готовому пейзажу по просьбе жены заказчика я дорисовал мальчика…

— Писающего?

— Нет, с гроздью винограда. Но сделал я это с юмором, давясь от смеха!

— Пожелания своим зрителям.

— Чтобы у кого-нибудь из них возникли душевные волнения и переживания, пусть и не похожие на мои, когда я работал над этой экспозицией!

Итак, выставка открыта в выставочном зале Союза художников Украины. Стоит посмотреть уже потому, что там экспонируются две картины… Какие — не скажу, дабы не навязывать своего мнения! Кстати, вход-то бесплатный, хоть я и против бесплатного искусства.

Другие статьи этого номера