Уважаемый читатель, сегодня эта статья посвящена дорожно-транспортным происшествиям. Каждый водитель знает о том, что при движении он должен руководствоваться требованиями Правил дорожного движения, в том числе связанных с дорожной разметкой и дорожными знаками, то есть мы говорим о том, что эта дорожная разметка или дорожные знаки должны быть на дороге либо в непосредственной близости от нее. К сожалению, все водители часто замечают, что эти дорожные знаки нередко либо отсутствуют, либо располагаются таким образом, что водитель не в состоянии их заметить. Дело в том, что все знаки и дорожные разметки размещаются строго в соответствии с ДСТУ (4.1.00-2002), где предусмотрено, что дорожные знаки должны размещаться так, чтобы обеспечивалась видимость информации, предназначенной участникам дорожного движения как в светлое, так и в темное время суток, чтобы обеспечивалось удобство в эксплуатации и исключалось их неумышленное повреждение. При этом знаки не должны быть закрыты от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (зелеными насаждениями, мачтами внешнего освещения и т.п.).
Во время установки дорожных знаков должна быть обеспечена направленность передаваемой ими информации только тем участникам дорожного движения, для кого она предназначена. Дорожные знаки устанавливаются с правой стороны дороги вне проезжей части и обочины, на тротуаре, разделительной полосе и т.п. Существует следующая разновидность дорожных знаков: приоритета; предупреждающие; указательные; запрещающие; информационно-указательные и сервиса. И именно в такой очередности они должны располагаться на одной опоре (сверху вниз, слева направо).
В практике адвокатской деятельности имел место один интересный случай, непосредственно связанный с данной ситуацией. Дело было так: водитель, двигаясь на автомобиле, приближался к перекрестку, оценил его как нерегулируемый, так как никаких знаков приоритета он не обнаружил. после этого, выехав на перекресток, он увидел, как слева к нему приближался другой автомобиль. Любой водитель поймет меня, что в этой ситуации водитель N имел преимущество для движения, так как должен был действовать в соответствии с требованиями п. 16.11 ПДД Украины, но, несмотря на все это, произошло столкновение, в результате чего оба транспортных средства получили повреждения.
Дальнейшая проверка показала, что по ходу движения автомобиля под управлением водителя N был установлен дорожный знак 2.2 "Проезд без остановки запрещен" и 5.7.1 "Выезд на дорогу с односторонним движением". Данная ситуация выходит за рамки обыденного. Мы имеем дело со случаем, когда водитель, приближаясь к перекрестку, не был заранее информирован о его категории, тем самым был лишен возможности своевременно реагировать на дорожную обстановку. Но ДТП произошло, и теперь важно установить, чья вина в данном происшествии.
Если рассматривать данную дорожную ситуацию с точки зрения Правил дорожного движения Украины, то формально в действиях водителя, двигавшегося по второстепенной дороге, усматриваются несоответствия требованиям п. 16.11 "На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к данному пересечению проезжих частей по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения".
В данном случае вышеуказанные дорожные знаки действительно были установлены. Однако в силу ненадлежащего контроля со стороны отдельных служб дорожный знак был скрыт листвой, что не позволило водителю своевременно его обнаружить. Стоит ли теперь говорить о какой-либо вине водителя? В данной ситуации усматривается вина сотрудников отдельных организаций, ответственных за ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей, связанных с установкой и размещением дорожных знаков. Если бы данный знак был установлен в соответствии с вышеуказанным стандартом, то столкновения не случилось бы. Кроме того, в данной ситуации дорожному знаку 2.2, помимо всего прочего, должен был предшествовать знак 2.1 "Уступи дорогу" с табличкой 7.1.2 "Расстояние до объекта", которые отсутствовали. К сожалению, такие случаи на наших дорогах нередки и, более того, на многих развязках такого типа знаки вообще не установлены. Наверное, каждому водителю следует задуматься о вышесказанном и сделать свои правильные выводы.