Истоки толерантности в Севастополе

В рамках Международного голландско-украинского проекта под патронатом Министерства образования Украины и Ассоциации учителей «Нова доба» открылась фотовыставка «Истоки толерантности». Севастополь — 25-й город Украины, где она представлена зрителям. Фотоработы рассказывают об известных в мире представителях общественности, которые внесли свой вклад в развитие идеи толерантности. Среди них — правозащитник генерал Петр Григоренко, митрополит Андрей Шептицкий, философ Сергей Аверенцев, писатель и педагог Януш Корчак и другие. Выставка открыта в школе N 22. Об этой необычной экспозиции рассказала координатор проекта Юлия СМИЛЯНСКАЯ (г. Киев):

— Созданию выставки предшествовала история об Анне Франк, — рассказывает Юлия Смилянская. — Анна родилась в Германии в 1929 году. Вместе с семьей она переехала в Нидерланды. И эта девочка в 15 лет погибла в пламени Холокоста. Перед этим она два года пряталась в убежище и все это время вела записи. Дневник Анны Франк стал одним из самых читаемых. После войны люди из разных стран стали приезжать в Амстердам, чтобы посмотреть, где все это происходило. Таким образом и был создан музей Анны Франк. Помещение музея очень маленькое — ведь это было убежище. Понятно, что все желающие туда попасть не могли. И тогда сотрудники музея сделали следующее: они организовали большую выставку "Анна Франк — урок истории" на немецком языке и провезли ее по Германии. Потом экспозицию показали в Югославии, Хорватии, Чехии, Польше, Прибалтике. В настоящее время выставка — в Китае. А несколько раньше ее привезли в Украину. А два года назад тогдашний директор Института иудаики в Киеве Леонид Финберг предложил создать аналогичную экспозицию. Так появилась выставка "Истоки толерантности".

ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО

Каждый понимает толерантность по-своему. ООН отметила, что это признание каждого быть другим, таким, каким он есть, право на инакомыслие и самобытность. Опять же, в декларации ООН написано, что толерантность — это то, что способствует переходу от состояния войны к культуре мира. Практически на протяжении всей истории конфликты решались военным путем. Но мир стал маленьким, оружие — очень мощным, и любой конфликт может просто уничтожить жизнь на земле. Выход — в толерантности. Важно научиться договариваться до момента возникновения конфликта, до пролития крови. В принципе, эта выставка пытается этому научить.

Здесь представлены самые разные фигуры: священники, путешественники, педагоги, интеллектуалы. Экспозиция имеет три аспекта. Первый посвящен людям, жившим достаточно давно: таким как священник Глаголев, который, к примеру, смог остановить еврейский погром. Он вышел навстречу бушующей толпе с крестом и начал молиться. Толпа, которая шла убивать и грабить, вдруг начинает молиться вместе с ним. Какой силой и смелостью надо обладать, чтобы выйти, какой силой духа — чтобы толпу остановить.

Кстати, когда отмечали его юбилей, к нему в церковь пришли священнослужители — представители разных конфессий, профессора университета, студенты и старцы, просто прохожие. Все они собрались, чтобы засвидетельствовать ему уважение, потому что этому человеку не было разницы, кто перед ним — торговка с базара или профессор. Если нужна была помощь, он бросал все и шел им помогать. Он говорил, что любовь к Богу — единственное, что достойно притяжения человеческой души. Но любовь к Богу без любви к его творениям — абсолютная бессмыслица, простая декларация. И отношение к людям стало для него главным.

ЦЕРКОВЬ СТАЛА КОВЧЕГОМ

Эту любовь к людям он передает своему сыну Алексею Глаголеву, который вырос, как все булгаковские герои. Он родился в 1901 г., вырос среди акаций, разливов Днепра. И считал, что жизнь пройдет среди книг и ученых бесед. Но опять же, как пишет Булгаков, "внезапно и грозно наступила история". После революции он, сын попа, никому ненужный человек, его не берут ни в один вуз. Алексей работает чернорабочим, но при этом сохраняет любовь к людям. Он помогает кому может: семьям репрессированных, крестьянам во время Голодомора… Когда же начинается война, Алексей осуществляет свою мечту — становится священником. Но в Киеве уже нацисты, появились плакаты, что все евреи должны прийти в Бабий Яр. За пять дней уничтожено практически все еврейское население, и остались единицы, которым некуда деться, потому что за всякую им помощь — расстрел на месте. И тогда церковь для Алексея становится ковчегом. Он спасает евреев, украинцев от отправки в Германию. В его крохотной церкви в "штате" 128 человек. Если бы кто-то это заметил, погиб не только он, но и трое его детей.

…Тут есть фигуры и Януша Корчака, и митрополита Шептицкого — людей, которые пожертвовали или готовы были пожертвовать жизнью ради других.

Отдельный блок материалов называется "Солидарность политзаключенных в советских лагерях". На конкретных судьбах показано противостояние тоталитарной системе. В разных ситуациях люди оказывались в лагерях. В основном за самиздат. Среди политзаключенных — украинские националисты, латыши, эстонцы, татары, то есть люди, которые страдали и боролись за разные идеи. Сначала в лагере спорили так, что искры сыпались. Но проходила неделя-другая, уходили религиозные и национальные особенности, а оставалась человечность. В дружбе они ощутили силу. Когда к литовскому политзаключенному приехала мать и ему запретили свидание с ней (а пожилая женщина с больным сердцем до Сибири добиралась очень долго и свидание — раз в год), голодовку начинала еврейская община, потом — украинская, потом к ним присоединялись все остальные, и в результате политзаключенный получал свидание с матерью. Главное, что люди нашли взаимопонимание, и при этом они стали силой, с которой даже тоталитарный режим ничего не смог поделать.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ МИРОВОГО УРОВНЯ

Существует интеллектуальный аспект толерантности. Можно не выходить навстречу толпе, не подвергать свою жизнь опасности, просто быть человеком мира, то есть не чувствовать себя чужим ни в одной культуре, знать много языков, культур. Вот, например, Николай Лукаш, который принес в украинскую культуру всю мировую классику. Украинские учебники по иностранной литературе переведены в основном Николаем Лукашем. И этот человек, у которого такая светлая голова, ни секунды не раздумывая, помогает тем, кто в этом нуждается. После войны в лагере для военнопленных венгерского солдата обвиняют в убийстве. Он что-то пытается объяснить, а его никто не понимает. Обращаются к Лукашу — просят перевести, он отвечает: "Дайте мне месяц-другой" и учит венгерский язык. Лукаш, не раздумывая, учит чужой язык, потому что это может помочь человеку.

Одна из знаковых фигур — Сергей Аверенцев. Это интеллектуал мирового уровня. Его интересуют проблемы, которые до сих пор мир не решил. Его концепция интересна — проблема одиночества, то главное, перед чем сегодня стоит каждый человек (человек одинок, он боится взять обязательства перед другим и не создает семью. Он боится соседа, и появляется "железный занавес" или "Берлинская стена". Он потерял Бога, значит, он одинок во Вселенной). Что предлагает Аверенцев? Сначала вернуть Бога, поэтому он напоминает: вначале было слово. Мы потеряли значение слов, а значит, потеряли и Бога. Аверенцев издает словарь, где истолковываются значения слов, которые наши прабабушки знали, а мы забыли. Что такое литургия, Троица, совесть? Что такое любовь? И спасение от одиночества во вселенной уже есть благодаря этому знанию. Чтобы понять другой народ, надо перестать бояться, изучить культуру. Для Аверенцева не было чужой культуры. И он получил премию за наведение мостов между культурными "вселенными". Он говорит, что все рассказывают анекдоты про Рабиновича, но никто не читает псалмы Давида. А ведь еврейский народ принес в мировую культуру именно псалмы. И Аверенцев делает блестящий перевод псалмов на русский язык.

УЗНАТЬ КУЛЬТУРУ ДРУГОГО НАРОДА И ПОЛЮБИТЬ

Последний блок посвящен молодежному лагерю толерантности. Такие центры уже появляются в Украине. Узнать и полюбить — главная идея создания лагеря толерантности, где собираются дети разных национальностей: болгары и греки, русские и евреи, украинцы и татары. И каждый день проходит в рамках какой-то культуры. День татарской культуры, следующий день — украинской культуры, затем — русской, греческой… Утро начинается с национальных мелодий, на обед — национальные блюда. Все учат танцы и песни этого народа. А вечером собираются на большой концерт, где все вместе поют и танцуют. Можно сказать, что дети проживают каждый день по традициям другого народа. Понятно, что после этого они лучше понимают эту культуру. А еще им дают маленький словарик — 10-15 слов на языке того народа, день которого проводится. В этом лагере мелодия каждого сливается в гармоничное многоголосье, которое дает надежду, что эти люди мира все-таки смогут выжить в XXI веке.

Примечательно, что гидами на выставке работают школьники того города, где она проводится. В нашем городе — это учащиеся школ N 1, 22, 45, 58. Всего более 20 человек. Волонтеры прошли специальную подготовку на семинарах. И теперь они рассказывают ровесникам, а также другим посетителям о замечательных людях, которые так много сделали для других, решая их проблемы.

Наше общество, к сожалению, утратило понимание ценности человеческой жизни. То, что на наших телеэкранах показывают сцены насилия и жестокости, и то, что ребята в компьютерных играх постоянно "стреляют", — все это далеко не способствует пониманию гуманизма. Парадокс в том, что нельзя научить толерантному видению мира призывами кота Леопольда "Давайте жить дружно!" Самые эффективные уроки история дает сама. Причем учит она, что называется, от противного. Не существует более сильного аргумента в пользу толерантного отношения, чем правдивый, основанный на фактах рассказ о преступлениях против человечества, которыми полна история в целом, и украинская история в частности.

Другие статьи этого номера