Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Украине

Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность, безопасность признаются в Украине высшей ценностью. Права, свободу человека и гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства! Государство отвечает перед человеком за свою деятельность.Никто не может быть арестован или содержаться под стражей, иначе как по мотивированному решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом (ст. 3,29 Конституции Украины).

Никто не может быть подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением, иначе как на основании и в порядке, установленных законодательством (ст.7 Кодекса об административных правонарушениях Украины).

В соответствии с законом Украины "О прокуратуре" прокуратура осуществляет надзор за соблюдением и правильным применением законов Кабинетом министров Украины, министерствами и ведомствами и другими центральными и местными органами исполнительной власти, органами управления, контроля, правоохранительными органами, в том числе и при применении мер административного воздействия.

Как показывают проверки и свидетельствует анализ жалоб граждан, органами исполнительной власти и контролирующими органами нередко допускаются нарушения требований действующего законодательства при привлечении граждан к административной ответственности, поэтому необходимость прокурорского надзора выступает как гарантия презумпции невиновности граждан и как гарантия правильности применения наказания.

За 11 месяцев 2006 г. прокуратурой города опротестовано 35 незаконных постановлений о привлечении граждан к административной ответственности, внесено 12 представлений и предписаний об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, 36 должностных лиц, виновных в нарушении закона, привлечено к различного рода ответственности по инициативе прокуроров.

К наиболее частым следует отнести нарушения времени задержания доставленных в дежурные части районных отделов внутренних дел граждан, совершивших административные правонарушения. Такие лица могут содержаться в комнатах для доставленных, согласно ст. 263 Кодекса об административных правонарушениях Украины (КУоАП), по общему правилу не более трех часов.

Однако гражданин З., например, содержался в комнате задержанных районного отдела внутренних дел более суток за распитие спиртных напитков в общественном месте; гражданин П. содержался также более суток за мелкое хищение, хотя необходимости в таком длительном содержании указанных граждан не было.

Нередко приходится отстаивать конституционные права на личную неприкосновенность, когда граждане содержались в комнатах доставленных якобы "для установления личности", хотя не совершали ни преступлений, ни административных правонарушений.

Прокуратурой города по указанным и другим выявленным фактам внесены представления в УМВД Украины в Севастополе, виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Совместными с руководством управления усилиями правонарушения устраняются.

Все еще неединичны факты необоснованного, без достаточных доказательств, без разъяснения прав лица, привлекаемого к ответственности, без указания времени, места и обстоятельств совершения правонарушения привлечения граждан к административной ответственности по решениям административных комиссий при районных государственных администрациях.

Такие постановления административных комиссий прокуратурой города своевременно опротестовываются в соответствии со ст. 290 КУоАП и ст. 23 закона Украины "О прокуратуре".

Опротестованы и некоторые постановления местных судов города.

Например, решением местного суда гражданин Н. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 185-3 КУоАП (проявление неуважения к суду) в виде административного штрафа в размере 136 грн.

Согласно ст. 268 КУоАП, при рассмотрении дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, вправе давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, присутствовать при рассмотрении дела. А в случае привлечения лица к административной ответственности по признакам ч.1 ст. 185-3 КУоАП присутствие лица, привлекаемого к ответственности, обязательно.

В нарушение указанных требований закона административное дело о привлечении Н. к ответственности по признакам ч. 1 ст. 185-3 КУоАП было рассмотрено без его участия, что лишило последнего возможности защищать в суде свои законные права и интересы.

По протесту прокурора постановление суда отменено.

Приведенные примеры наглядно показывают необходимость прокурорского надзора и подчеркивают, что деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное утверждение верховенства закона, укрепление правопорядка и защиту граждан от неправомерных посягательств.

Другие статьи этого номера