Закрытый показ под открытым небом

Арт-галерея «Зеленая пирамида» известна всем ценителям живописи и художникам. Так уж случилось, что в Севастополе всего три места, где зрители знакомятся с работами известных мастеров и молодых живописцев: Художественный музей, выставочный павильон Севастопольского союза художников и «Зеленая пирамида». Много это или мало? Легко ли быть частным коллекционером и галеристом? Как оценить современное искусство и что вообще считать таковым?
На эти и многие другие вопросы отвечает художественный руководитель (он сам себя так называет!), владелец старейшей в городе частной галереи («З.П.» исполнилось 11 лет!), сибиряк, ассимилировавшийся в Севастополе, профессиональный галереист Леонид ШУВАЛОВ.

— Осень — время сбора урожая. Самое яркое событие прошедшего сезона?

— Мы впервые попробовали экспериментировать с театральными постановками на лужайке под открытым небом. Понравилось и нам, и зрителям, и артистам. Здесь на наших глазах артисты репетировали, устанавливали декорации и играли. Надеемся и в следующем сезоне продолжить эксперименты с малыми театральными формами, но в расширенном варианте. Ведь живопись, скульптура и театр — суть родственные явления. Также третий сезон подряд продолжался Международный фестиваль керамики "Херсонесская улитка". Работала академия каллиграфии — это тоже наша традиция. Проводились всевозможные авангардные перформансы наподобие "Точки сборки", концерты севастопольских и российских музыкантов. Ну и, конечно же, выставки! Так что выбрать что-то одно не получится

— Как у профессионального галереиста, у вас есть собственные симпатии и предпочтения?

— На мой взгляд, последняя экспозиция работ Эдуарда Аниконова, которой мы закрывали сезон, получилась очень яркой. Его картины могли бы украсить любую галерею и музей мира! Мне приятно, что презентация его нового цикла "Музыка для тебя" прошла именно в Севастополе, в нашей галерее. А перед ним выставлялся Владимир Семенский. Это очень яркие и индивидуальные художники.

— Вы смело идете на всевозможные эксперименты в области синтеза современного искусства — музыка, театр, видео-арт, скульптура, живопись, — не ограничиваетесь только традиционными экспозициями. Почему?

— Синтез в искусстве существовал всегда, и в результате возникали новые формы, течения, направления. Поэтому мы ждем рождения чего-то нового именно здесь, у стен античного Херсонеса. Просто галерея, даже самая модная — это как саркофаг. А нам интересно наблюдать за процессами смешивания, взаимопроникновения друг в друга культур, стилей, форм и школ. Надеюсь, что из этого получится нечто достойное нового века и тысячелетия.

— В вашей галерее можно встретить достаточно знаковые персоны: от президента до Аксенова, Никитина, Макаревича…

— У галереи уже существует некая творческая аура, она и притягивает, а появление здесь таких разных людей только усиливает ее. Это как прикосновение к какой-то эпохе, какому-то историческому или культурологическому слою.

— Культурная археология? Да, публика собирается здесь разнообразная: от культовых писателей и музыкантов до хиппи — поклонников «Умки»! Достаточно широкий социальный разброс.

— И здорово! Фанаты "Умки" и, скажем, "Черного Лукича", которые выступали у нас этим летом, приобщаются к академическому искусству, а интеллектуалы пробуют на вкус авангард и субкультуру. Происходит все тот же синтез, о котором я уже сказал.

— Я углядел некий парадокс: галерея вроде бы частная, а вход для посетителей свободный! Даже в государственные музеи приходится платить за тягу к вечному.

— Нам очень хочется, чтобы то, что мы выставляем и проводим, было доступно всем! Тогда быстрее сформируется цивилизованный рынок произведений искусства. Конечно, если бы мы продавали входные билеты, нам легче жилось бы в межсезонье, но мы все-таки пошли другой дорогой.

— Кстати, о ваших клиентах. Кто эти люди: профессиональные коллекционеры или искатели «спальной и офисной» живописи?

— Профессиональные ценители и коллекционеры, конечно же — большая редкость. Мало кто верит, что картина того же Аниконова — не только изящное произведение, но и удачное вложение капитала! Настоящая живопись со временем только становится дороже. А в основном покупают картины для украшения интерьера. Но ведь это первый шаг к профессиональному коллекционированию.

— И все-таки, цель любой галереи по определению — удачная продажа выставляемых работ. При этом выигрывают все: художник, коллекционер и галерея. Самая удачная сделка в истории «Зеленой пирамиды»?

— Особо похвастать и нечем. Хотя… Да, одну из картин после долгих экспертиз и оценок приобрел "Дойче Банк". Это крупнейший европейский коллекционер произведений искусства. А в основном картины покупаются напрямую у художника.

— Зимой жизнь в галерее замирает?

— Нет, почему?! Именно зимой мы проводим регулярные экспозиции — благо, о "Зеленой пирамиде" достаточно хорошо знают в Украине и России. Многие художники хотят сотрудничать с нами, но им приходится пройти строгий отбор. Не хотелось бы, чтобы в "Пирамиде" экспонировались слабые — по самым строгим меркам! — произведения.

— Что сейчас сможет увидеть посетитель галереи?

— Есть такая традиция: автор после окончания выставки дарит или оставляет в галерее одну-две свои работы. Поэтому зритель увидит работы практически всех выставлявшихся ранее художников: Мосеенко, Семенского, Шурица, Моисеенко, Аниконова, Шумцова… Словом, хорошие картины хороших художников!

— Ваше профессиональное отношение к севастопольским художникам? Чью картину вы мечтали бы заполучить в свою коллекцию? Так, чтобы никого не обидеть.

— Это невозможно, чтобы не обидеть! Но из молодых я хочу отметить очень тонкого художника Владимира Новикова. К сожалению, из тех, кому до 30, и отмечать-то некого. Большинство из талантливых работают сейчас за границей, а может, я кого-то не знаю. Вот сейчас мы курируем выставку молодых авторов в Национальном союзе художников и… никого, кроме Новикова, работающего в графике, я не заметил.

— Вы сибиряк, из города Новосибирска. Много лет уже живете в Севастополе, на юге. Есть разница между северянами и южанами?

— Крым и Севастополь… Люди здесь немного балованны и ленивы в сравнении с северными жителями. Но это, видимо, генетический момент: там приходилось издревле выживать и много работать, а здесь, как в раю, прорастают воткнутые в землю швабры.

— Принято считать, что все северяне — флегмы: долго раскачиваются, долго думают, большую часть жизни молчат…

— Ну да, финны тоже северяне, но почему-то именно они выигрывают международные ралли и Гран При "Формулы 1"! Мы тихие, но быстрые. А здесь начинается сезон приема гостей, и работа останавливается. Сибиряки, даже если нет работы, обязательно ее придумают!

— Ну и напоследок о ваших глобальных планах.

— Планы как раз антиглобалистические! Меня настолько вдохновила идея театрализованных представлений под открытым небом, что с 15 июля по 15 августа 2007 года мы планируем провести на базе "Зеленой пирамиды" Международный фестиваль современного искусства "Закрытый показ"! Если помните, в советские годы был такой термин — "закрытый показ", когда власти боялись реакции народа на какое-либо произведение. Выставки Глазунова, спектакли Любимова, фильмы Тарковского и Германа. А наши зрители, наоборот, первыми увидят все неизвестное до сих пор: театр малых форм, неформатных музыкантов, кинематографистов, художников, скульпторов, драматургов, режиссеров… Тот синтез, о котором мы сегодня говорили. И все эти акции будут проходить параллельно на разных площадках галереи. Каждый вечер — новый театр со своим спектаклем, новый художник со своей выставкой, новый фильм, новые музыканты… новые имена! Никаких нашумевших и раскрученных проектов, никаких знаменитостей, ведь именно в начале каждого века рождается новое искусство, которое определяет эстетику на ближайшее столетие. Понимаем, что задача не из легких, поэтому ждем помощи от всех, кто хочет воочию увидеть рождение искусства третьего тысячелетия!

Абсолютно согласен с Леонидом Шуваловым в отношении нашей врожденной ленности. Какие могут быть дела, когда вокруг тебя солнце, море, горы, небо и множество других радостей для сибарита?! Поэтому, пусть всю тяжелую работу за нас делают… сибиряки, раз они постоянно ищут себе работу, даже когда ее нет! А в отношении "Закрытого показа" в "Зеленой пирамиде" (два "З.П."!)… Посмотрим, если попадем. Ведь это закрытый показ!

Другие статьи этого номера