Сто дней четырех правительств: факты и комментарии

В Украине уже стало традицией подводить итоги деятельности правительств за первые сто дней. Это своеобразный тест на профессиональную подготовленность членов правительства, их командную организованность, умение приумножать положительные начинания предшественников и устранять допущенные ими недостатки, а также способность поменьше допускать собственных просчетов.
Такая оценка особенно важна при смене систем власти, частой смене правительств, преобладающего состава команды членов правительства. Именно так произошло после «помаранчевой» революции, когда изменился не только состав правительства, но и вертикаль руководителей органов исполнительной власти (около 20 тыс. чел.) В таком контексте 100 дней — это не просто оценка дееспособности правительственной команды, но и эффективность всей организации власти, ее пригодность находиться у государственного руля и соответствие менеджеров занимаемым должностям.
Недавно исполнилось 100 дней деятельности новой правительственной команды — премьер-министра Украины В. Ф. Януковича. В связи с этим появилась возможность сделать более разносторонние сравнения. Наиболее интересные из них: 1) два правительства Януковича и два правительства Ющенко — кто более успешный? 2) управленческий подход и эффективность менеджмента команды «помаранчевых» и «сине-голубых» — в чью пользу?

1. ДИНАМИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Правительство Януковича (2003 г.) продемонстрировало наилучшие показатели роста ВВП — 7-8% (рис.).

За время деятельности правительства Тимошенко темпы прироста ВВП пошли на спад (до 5%), который углубился при правительстве Еханурова (до 2,2%).

Антикризисное правительство Януковича (2006 г.) более чем вдвое увеличило темпы прироста ВВП, которые достигли уже 6%.

На примере динамики ВВП хорошо видны спад темпов прироста при "помаранчевых" правительствах, потеря позиций экономического роста, заложенных правительством Януковича в 2003-2004 гг. Вместе с тем прослеживается восстановление положительной динамики ВВП правительством Януковича.

Аналогичные перепады тенденций имели место по всем другим показателям экономического развития: промышленности, сельскому хозяйству, транспорту, строительству, торговле.

Особого внимания заслуживает спад темпов прироста инвестиций в основной капитал с 23,1% при правительстве Януковича (2003 г.) до 3,5% при правительстве Тимошенко, до 1,9% при правительстве Еханурова. При правительстве Януковича (2006 г.) этот важный показатель экономического роста снова повысился до 16,1%.

Особенно заметный спад во времена "помаранчевых" правительств произошел в строительстве и на транспорте.

В строительстве в 2003 г. был прирост 22%, который при правительствах Тимошенко и Еханурова обернулся спадом (93%) и лишь при правительстве Януковича в 2006 г. в этой области снова восстановился прирост — 8,4%.

Аналогичная ситуация на транспорте. В 2003 г. здесь прирост составил 10-15%, при "помаранчевых" правительствах — спад (97%) и при Януковиче в 2006 г. снова рост — 3,8%.

Особенно отрицательной при правительствах Тимошенко и Еханурова оказалась динамика внешней торговли. Впервые за последние 10 лет сальдо внешней торговли из положительного в 2003 г. стало отрицательным в 2005-2006 гг., и эту ситуацию не удалось исправить пока что и правительству Януковича.

Повышение динамики прироста иностранных инвестиций, которое при правительстве Еханурова приобрело скачкообразный характер (продажа "Криворожстали"), при правительстве Януковича перешло в системный процесс.

Динамика розничного товарооборота за 100 дней всех четырех правительств была высокая и стабильная (на уровне 20-25%).

2. ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В Украине продолжительное время уже возрастает экономика. Это непреложный факт. Но не менее важно, как она работает на благосостояние людей.

Для всех четырех правительств характерен рост реальных доходов населения — основного показателя оценки благосостояния граждан. При правительстве Януковича темпы прироста доходов в 2003 г. были несколько ниже — 12-17%, в 2006 г. отмечается рост доходов на уровне "помаранчевых" правительств — 17-19%.

Однако соотношение темпов прироста реальных доходов и ВВП было более оптимальным при правительстве Януковича. Оптимальными пропорциями считаются такие, когда темп прироста реальных доходов превышает темп прироста ВВП в 2-3 раза, а не в 7-8, как это произошло при "помаранчевых" правительствах.

Правительство Януковича в 2006 году продолжает наращивать высокие темпы роста средней заработной платы, стремится к снижению безработицы.

Вообще по динамике социального развития напрашиваются два вывода:

Первый. Результаты работы "помаранчевых" правительств, безусловно, были более социальными, но за счет крепкой экономической базы, созданной в 2003-2004 гг. при правительстве Януковича.

Второй. В 2006 г. правительство Януковича продолжает курс на довольно высокие и самодовлеющие темпы социального развития, которые, вместе с тем, более адекватны экономическим возможностям.

3. ДИНАМИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Высокий уровень социального развития логически ставит под сомнение макроэкономическую стабильность. Поэтому очень важно рассмотреть и оценить макроэкономическую стабильность за 100 дней четырех правительств.

Что касается макроэкономической стабильности, то она была обеспечена практически на одном уровне на протяжении ста дней деятельности всех четырех правительств.

Положительно, что высокий уровень социальных выплат не спровоцировал всплеска инфляции в 2005-2006 гг. Некоторое повышение инфляции в сентябре-октябре скорее всего является следствием накопленных за 2005-2006 гг. инфляционных ожиданий и повышения тарифов на энергоносители.

Бюджетная стабильность (дефицит бюджета) тоже была практически на одинаковом уровне при всех четырех правительствах. Некоторый всплеск дефицита бюджета допущен при правительстве Еханурова, в частности в декабре 2005 г.

Доходы и расходы бюджета возрастали довольно высокими темпами еще при правительстве Януковича в 2003 г. Их высокая динамика сохранилась и в 2006 г. Но наивысший рост бюджетных поступлений и расходов имел место в 2005 г., ресурсная база для которого, безусловно, была создана в 2003-2004 гг. По опыту бюджетного процесса за годы независимости известно, что большой рост бюджетных поступлений возможен лишь при условии постоянного экономического развития.

Таким образом, высокие показатели работы правительства Януковича за 100 дней 2003 г. и их повышение за 100 дней 2006 г. убедительно свидетельствуют об успешности его команды, ее высоком профессиональном уровне, лучшей организации и эффективности работы.

Другие статьи этого номера