«Теперь я знаю, как не заразиться ВИЧ», —

писали в анкетах восьмиклассники, прослушавшие профилактический курс лекций «Школа против СПИДа». Специалисты считают, что в условиях эпидемии детей необходимо учить, как жить в мире, где есть ВИЧ/СПИД.

ПЕДАГОГИ ОБСУЖДАЮТ ПРОБЛЕМУ

В Институте последипломного образования Севастопольского городского гуманитарного университета (ИПО СГГУ) состоялось заседание "круглого стола" на тему "Опыт и проблемы внедрения профилактического проекта "Школа против СПИДа" в школах г. Севастополя". Организаторами данного мероприятия выступили управление образования и науки СГГА, ИПО СГГА, Севастопольский городской ресурсный центр по вопросам ВИЧ/СПИД. Педагоги, ранее прошедшие подготовку по данному направлению, анализировали внедрение проекта в образовательный процесс, обсуждали проблемы, с которыми им пришлось столкнуться, и перспективы своей дальнейшей работы.

— Несмотря на все прилагаемые усилия, ситуация в Севастополе остается тревожной, — подчеркнула открывшая заседание "круглого стола" главный специалист ГУОиН Ж.В. Слюсарь. — По уровню заболеваемости СПИДом наш город лидирует в Украине. Печальная статистика показывает, что на детей надо воздействовать сегодня, чтобы в будущем они не пополнили ряды ВИЧ-инфицированных.

Было отмечено, что первичной профилактике заболеваемости ВИЧ/СПИД в долгосрочных правительственных программах по борьбе с эпидемией особое место отводится системе образования. Так, 10% выделяемых международными "донорскими" организациями финансовых средств вкладываются именно в профилактическую работу в учебных учреждениях, а остальные 90% — в здравоохранение. Однако такое положение будет действовать лишь до 2008 года. Поэтому педагогам необходимо направить свои усилия на то, чтобы в оставшийся период времени обучить как можно больше ребят жизни в мире, где есть ВИЧ/СПИД. Профилактический курс "Школа против СПИДа" необходимо проводить постоянно за счет практики, классных часов, факультативов, кружков. Самый мощный институт государства — школа — должен работать в этом направлении, и управление образования готово помочь учителям. "Результаты наших усилий не скажутся завтра, но база должна быть заложена уже сегодня", — подчеркнула Жанна Валерьевна. С какими же сложностями сталкиваются педагоги, ведущие данный профилактический курс? Прежде всего присутствующие отмечали нехватку рабочих материалов: бумаги, маркеров, канцелярских принадлежностей (все приходится покупать за свои деньги). Курс "Школа против СПИДа" часто проводится восьмым уроком, на который приходят не все школьники. Если старшие классы охвачены обучением, то среднее звено — нет, что вызывает сожаление, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего образа жизни. Педагогов также удивляют родители школьников, которые практически ничего не знают ни о том, что в стране эпидемия ВИЧ/СПИД, ни о том, как передается эта инфекция. Ну и, конечно, самим учителям необходимо научиться толерантно относиться к ВИЧ-позитивным людям (сначала решить эту проблему для себя, а потом уж учить этому детей).

РЯДОМ С ВИЧ

В свете последнего пожелания злободневным стал вопрос о том, должны ли ВИЧ-позитивные дети переводиться на домашнее обучение. В этом учебном году был инцидент, когда администрация одной из школ наотрез отказалась принимать на обучение шестилетнего ВИЧ-позитивного ребенка. Происшествие не получило широкой огласки лишь потому, что в другую школу малыша зачислили без проблем. Было сказано, что в подобных случаях при нормальном самочувствии ребенка никто не вправе вынуждать его переходить на индивидуальное обучение. О том, что ВИЧ-инфицированный школьник посещает учебное заведение, обязан знать лишь медработник школы.

По мнению участников "круглого стола", профилактический проект "Школа против СПИДа" довольно удачный, так как предусмотренная им работа с детьми строится не на запугивании и страхе, как это было в предыдущие годы, а на формировании у учащихся навыков здорового образа жизни, подаче достоверной информации. Используемые рабочие тетради содержат грамотную терминологию, исчерпывающую базовую информацию, удачное построение модулей. Поэтому ребятам интересно. Многие после прохождения курса становятся волонтерами, потому что перестают бояться СПИДа. Они знают, что нужно делать, чтобы не заболеть ВИЧ.

Другие статьи этого номера