«Красные» против «синих», или Кто следующий в очереди жертв на дорогах?

Вид смерти может привести человека в шок. А если это внезапная гибель за рулем автомобиля или под колесами транспортного средства в мирное время — это ужасная катастрофа для многих людей. Миллионы ежедневно спешат по своим делам и, выходя на дорогу или садясь за руль, вольно или невольно становятся участниками дорожного движения. Принимая на себя обязанность соблюдать установленные правила поведения на дороге, мы иногда забываем, что, допуская то или иное их нарушение, становимся в очередь жертв ДТП. Доля секунды при неправильном решении или импульсивном движении может привести на больничную койку или вообще перечеркнуть всю жизнь. Поэтому девиз безопасности дорожного движения звучит так: «Любишь жизнь, будь дисциплинирован и осторожен!» А Правила дорожного движения — закон, не требующий обсуждения.Сегодня на дорогах Украины каждые пятнадцать минут регистрируется авария, каждый час трагически погибает один человек, а 10 получают ранения. Каждый день погибает один ребенок и 14 получают травмы. И, к сожалению, наблюдается тенденция роста ДТП с тяжкими последствиями, в которых сразу погибают более пяти человек. Нежелание соблюдать ПДД может привести к тому, что скоро в Украине не будет семьи, которой бы не коснулась "невидимая война на дорогах".

По статистике, примерно на каждого четвертого севастопольца приходится одна машина. Ежегодно регистрируются около 3000 происшествий. Каждое десятое закончилось гибелью или увечьями людей. 70% аварий происходит с участием пешеходов, которые чаще всего пересекают улицы в неустановленном месте буквально перед "носом" авто. Эти нарушения в 2005 г. закончились 138 ДТП, в которых 26 пешеходов погибли, а 116 были травмированы. В этом году рост составил 41,3%: в 241 ЧП с участием пешеходов пострадали 244 человека, 19 погибли. Алкоголь стал причиной травм 5 пешеходов, один из которых за любовь в "зеленому змию" заплатил жизнью. Основная ошибка пешеходов при переходе проезжей части — они неправильно определяют безопасное расстояние и скорость движения приближающегося авто. А многие еще и идут в попутном направлении с транспортом, находясь к нему спиной, что затрудняет им возможность в темное время суток своевременно обнаружить друг друга. Особое внимание водители должны уделять детям и людям пожилого возраста. Ребенок только учится жить, и многое для него еще непонятно. А люди старше 50 лет составляют подавляющее большинство жертв ДТП: в этом году из людей этой категории пострадали 170 человек, из них 22 погибли.

Статистика аварийности свидетельствует, что 51% ДТП происходит по вине водителей. И больше всего — при нарушении правил обгона, что уже привело в этом году к 75 тяжелым происшествиям, в которых 9 человек погибли и 39 получили травмы. На втором месте по аварийности — нарушение правил проезда перекрестков. Анализ ДТП говорит о том, что многие водители не умеют правильно определять скорость и расстояние до автомобиля или мотоцикла, который приближается к пересечению по главной дороге. В 2006 г. это стало причиной уже 62 ДТП, в которых пострадал 81 человек. Увы, но часто водители, которые попадают в них, ориентируются при проезде перекрестка не по направлению движения транспорта, приближающегося по главной дороге, а по указателям поворота, которые в свою очередь вводят их в заблуждение.

Наезды на пешеходов по вине водителей в среднем составляют 30% от общего числа, 26% из них происходят в районе переходов (3 пешехода погибли и 47 травмированы!). Водителю надо помнить, что проезд нерегулируемого пешеходного перехода надо приравнивать к проезду перекрестка, а пешеходу — знать, что ПДД требуют от него при переходе по "зебре" убеждаться в отсутствии опасности для себя и других участников движения. Дорожные знаки и разметка заранее предупреждают водителя о том, что впереди переход. Но прежде чем вступят в силу требования раздела ПДД "Проезд пешеходных переходов", водитель уже должен контролировать скорость движения своего автомобиля. Подсчеты говорят, что при скорости 60 км/час автомобиль проходит 16-17 м/сек. И чем выше скорость, тем меньше остается времени просчитать ситуацию. Поэтому лучше заблаговременно снижать скорость. Классический способ проезда перехода заключается в следующем: если человек вступил на белые полосы на дороге с правого тротуара или обочины, они автоматически оказываются на полосе движения, и водитель обязан дать возможность пешеходу освободить эту полосу на проезжей части.

Правила дорожного движения у нас едины, но каждый город имеет свои особенности, присущие только ему. И 10% аварий в любом городе совершаются иногородними пешеходами и водителями, но 90% — на совести местных жителей. Это можно объяснить тем, что, находясь в незнакомом месте, мы концентрируем свое внимание, а дома многое на дорогах игнорируем. Поговорка "Дома и стены помогают" к безопасности движения не относится!

Нарушение правил маневрирования среди водителей составляет 25% от общего числа уже случившихся в 2006 г. Их — 139, при которых 175 человек пострадали, а 6 погибли (один из них — велосипедист).

Еще один бич дорог — лихачи. Скорость движения по дороге по ПДД имеет ограничения, которые подразделяются на общие, специальные и локальные. Скорость надо выбирать и самому в зависимости от дорожной обстановки, состояния транспортного средства, особенностей перевозимого груза, времени суток и погодных условий. Сюда же можно отнести и требования относительно скоростных режимов движения в населенных пунктах и вне населенных пунктов, а также во время буксировки. Превышение скорости или неправильный ее выбор практически всегда приводит к нарушениям безопасности движения. Так, за текущий год в 75 ДТП 88 человек получили различные травмы, а 9 погибли.

Особые условия для движения на дороге создают погодные условия. Не зря в народе говорят: "Первые капли дождя — это первые капли крови". Тут требуются определенные навыки вождения и внимание. На мокром покрытии тормозной путь увеличивается в 2-3 раза. При начале ненастья на дороге образуется невидимая пленка, которая уменьшает коэффициент сцепления колес с твердой поверхностью, особенно в городской черте. К тому же технология строительства дорог в нашем городе десятилетиями складывалась так, что в состав асфальта входил природный компонент щебня Балаклавского рудоуправления, который в своем составе содержит большое количество известняка и глины. Поэтому в процессе эксплуатации дорожное покрытие быстро изнашивалось, и коэффициент сцепления становился низким. В последнее время загородные дороги севастопольской зоны обработаны износостойким гранитом, что уменьшило аварийность на Ялтинском и Симферопольском шоссе сразу в 300 раз! В городских масштабах такая обработка проезжей части не предусмотрена технологией, что при управлении автомобилем необходимо учитывать.

Другие статьи этого номера