Гарант ответит за брак? Или…

Наша читательница — жительница ул. Юмашева, 6, Л.Л. Таратынова — прислала нам письмо с подробным описанием своих мытарств после покупки «в торговой точке на Юмашевском рынке», принадлежащей фирме «Стиль спорта», надувного матраца-кровати за 230 грн китайского производства. При испытании «живой нагрузкой» оказалось, что к использованию он непригоден: по всей видимости, «травит» клапан. Т.к. был гарантийный срок, 14 дней, Лия Львовна покупку вернула. Но… Как говорится, сначала покупательнице «компостировали мозги», затем предложили «ремонт» (нового-то матраца!). Но покупательница решила воспользоваться своим правом и потребовала возвратить деньги. Заодно пообещала вернуть ненужный теперь насос, как она выразилась, «к сожалению, он исправен». Догадайтесь, чем дело закончилось?Чтобы в будущем вы не гадали, а знали, как поступить, мы попросили начальника Севастопольского горуправления по делам защиты прав потребителей В.В. ГАЛУГАНА ответить на вопрос читательницы: "Кто и каким образом должен защитить права покупателя?". На наш запрос специалисты управления предоставили для публикации следующую информацию:

— В соответствии со ст. 8 закона Украины "О защите прав потребителей" потребитель в случае выявления недостатков в течение установленного гарантийного срока в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право требовать: 1) пропорционального уменьшения цены; 2) безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок (14 дней); 3) возмещения затрат на устранение недостатков товара.

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока существенных недостатков, которые возникли по вине производителя товара, подтвержденных при необходимости выводом экспертизы, потребитель в порядке и в сроки, установленные законодательством, имеет право по своему выбору требовать от продавца или производителя: 1) расторжения договора и возвращения уплаченной за товар денежной суммы; 2) требовать замены товара на такой же или аналогичный из числа имеющегося у продавца.

Существенный недостаток — тот, который делает невозможным или недопустимым использование товара, согласно его целевому назначению, который возник по вине производителя и после его устранения проявляется снова по независимым от потребителя причинам и при этом имеет хотя бы один из нижеследующих признаков: а) он вообще не может быть устранен; б) его устранение требует свыше 14 календарных дней; в) он делает товар существенно иным, чем предусмотрено договором.

Согласно ст. 17 закона Украины "О защите прав потребителей", если во время гарантийного срока необходимо определить причины потери качества продукции, продавец обязан в трехдневный срок со дня получения от потребителя письменного согласия организовать проведение экспертизы продукции. Экспертиза проводится за счет продавца. Если в выводах экспертизы будет доказано, что недостатки возникли после передачи продукции потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки или действий третьих лиц, требования потребителя не подлежат удовлетворению, а потребитель обязан возместить продавцу затраты на проведение экспертизы. Потребитель имеет право на обжалование выводов экспертизы в судебном порядке.

Для решения вопроса, согласно ст. 8 закона Украины "О защите прав потребителей", потребителю необходимо обратиться с письменным заявлением в адрес руководства магазина. И помнить, что в соответствии с требованиями ст. 8 закона Украины "О защите прав потребителей" доставка крупногабаритных товаров и товаров весом более 5 кг и их возвращение потребителю осуществляются за счет продавца.

Согласно ст. 7 закона Украины "О защите прав потребителей", к продукции, на которую гарантийные сроки не установлены, потребитель имеет право предъявить продавцу соответствующие требования, если недостатки были выявлены в течение двух лет. На данный момент в Украине отсутствуют нормативные документы на производство и подтверждение качества и безопасности именно надувных матрацев. Поэтому гарантийные сроки на них урегулированы ст. 7 закона Украины "О защите прав потребителей" и ст. 675, 676 Гражданского кодекса Украины и составляют 2 года.

Ст. 22 закона Украины "О защите прав потребителей" предусмотрена судебная защита прав потребителей. Потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по искам, которые связаны с нарушением их прав.

Другие статьи этого номера