Учить историю: по учебнику или по совести и правде?

Только ленивый не обращал внимания на огромные билл-борды, расположенные в разных районах города, говорящие о праве на историю и русский язык. Эти вопросы стали основными на встрече народного депутата Украины Вадима Колесниченко с преподавателями истории и севастополеведения, о чем наша газета уже сообщала своим читателям. «Чему учить детей на уроках истории Украины? А главное, как: по учебнику или по совести и правде?» — на эти непростые вопросы пытались найти ответы участники встречи, ее гости и представители печатных и электронных масс-медиа.

Началось общение народного депутата Украины с представителями сферы образования с приятного: пятидесяти педагогам истории и севастополеведения были вручены благодарственные письма и пластиковые банковские карточки. Переведенные на них средства педагоги могут использовать на приобретение учебных пособий, методической и справочной литературы.

ПРАВО НА ИСТОРИЮ

Вопрос о преподавании курса истории Украины в научной и образовательной среде уже давно вызывает множество серьезных нареканий и споров. Камнем преткновения служит передергивание исторических фактов в угоду политическим пристрастиям, личным амбициям. Как считает старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Института последипломного образования Севастопольского городского гуманитарного университета Екатерина Алтабаева, основная проблема заключена в общей концепции преподавания истории, а именно: в методологии преподавания курса. В современных учебниках с точки зрения объекта истории Украины рассматривается не история всех цивилизаций, народов, государств, которые существовали на территории современной Украины, а история одного народа. А вот предметом изучения служит не человек как центр истории, а история государственности. И все содержательные промахи связаны именно с этим подходом, который можно назвать этноцентричным, делится Екатерина Борисовна. По мнению другого ученого, кандидата исторических наук, заведующего кафедрой социально-гуманитарных наук все того же университета Виталия Коваленко, подобная трактовка истории приведет лишь к формированию украинского национализма, а не патриотизма.

Выход из сложившейся ситуации специалисты видят в интеграции региональной истории в историю Украины при помощи детализации украинской истории региональной спецификой. Но это уже зависит от конкретного преподавателя истории, от его желания говорить объективно.

— Как я могу не говорить об обороне Севастополя, о Сталинградской битве, о Курской дуге? — возмущается директор и одновременно преподаватель истории и севастополеведения школы N 22 Валентина Петрова. — Как не сказать о ключевых моментах Второй мировой и Великой Отечественной войн, о которых в учебнике почти не написано? Приходится отставать от программы, но давать ребятам материал, позволяющий иметь по возможности более полное и объективное представление об этих исторических событиях.

Но и тут возникает проблема. Ведь что бы ни говорил педагог на уроках, на экзамене дети все равно отвечают по учебнику. К тому же история Украины в зависимости от территории может весьма и весьма разниться. Чтобы учесть эти моменты, в Севастополе ровно десять лет назад в городских школах был введен особый предмет — севастополеведение, учитывающий историю всего юго-западного Крыма. За эти десять лет предмет стал обязательным во всех городских школах. Но и здесь учителя сталкиваются с проблемами. И одна из них — это нехватка учебников. Сегодня в среднем на школу приходится 15-20 комплектов, включающих четыре книги. Этого, конечно, мало, сетуют педагоги. Также для преподавания этого курса государственным стандартом выделено в среднем 2,5 часа в год. И это на изучение региональной истории! Вот и приходится местным педагогам, порой отставая от программы, пытаться интегрировать историю региональную в историю украинскую. Чтобы хоть как-то сдвинуть эту проблему с мертвой точки, на встрече было решено обратиться с открытым письмом к преподавателям истории Украины, общественности, средствам массовой информации, чиновникам Минобразования и науки, ученым. Ведь вопрос о необходимости пересмотра не только учебных программ, но и общей концепции исторического образования в Украине давно назрел.

Остро необходим и конкурс по созданию нового учебника истории Украины, отвечающего историческим реалиям, уверен народный депутат Вадим Колесниченко.

— Только тогда мы сможем говорить о том, что наши дети воспитываются не в состоянии двойной морали и лицемерия. В противном случае мы не можем быть уверенными в будущем, — подчеркнул народный избранник.

ПРАВО НА РУССКИЙ ЯЗЫК

Еще одной проблемой, затронутой в ходе встречи, стал вопрос русского языка. Точнее, его статуса в Украине.

— Парадоксально, но факт: сегодня в Украине, позиционирующей себя как демократическое государство, более 60 нормативных актов, регламентирующих использование исключительно украинского языка, — подчеркнул нардеп. — Это влечет за собой излишнюю украинизацию. В то же время ратифицированная парламентариями страны Европейская хартия региональных языков дает право на свободное использование и развитие в регионах русского языка. Хотя этого явно недостаточно, поскольку уже не раз говорилось о частичной ратификации статей вышеназванного международного документа. Но, как известно, вода и камень точит.

Вадимом Колесниченко в Верховную Раду Украины внесен на рассмотрение законопроект об использовании русского языка в судебной системе, в образовании и в средствах массовой информации, а также о придании русскому языку статуса регионального. Это более чем актуально в Севастополе, где почти 91 процент этнических русских, подчеркнул нардеп.

В целом же встреча народного депутата Украины Вадима Колесниченко с преподавателями истории и севастополеведения была содержательной, полезной и эффективной. Нардеп внимательно выслушал все мнения специалистов и намерен целенаправленно заниматься решением предложений и пожеланий работников сферы образования города. Он выразил уверенность в том, что общими усилиями парламентария и севастопольцев можно будет реализовать все намеченное.

Другие статьи этого номера