На страже слова

Полвека назад ни один концерт на столичных и периферийных сценах не обходился без участия конферансье. Сверимся со словарем иностранных слов. Конферансье — докладчик, лектор. Но это у французов, которые одолжили нам это слово. А мы приняли его для того, чтобы назвать им артиста эстрады, объявляющего номера концертной программы и выступающего с самостоятельными номерами.Конферансье, естественно, наделенные природой талантом, были любимцами публики. Имена популярных конферансье печатали на афишах крупным шрифтом, чтобы привлечь больше публики в залы. Ни один концерт не проходил без участия, как в то время говорили, артистов разговорного жанра.

Что дошло до нынешнего поколения любителей эстрады? По-моему, конферанс как эстрадный жанр сошел со сцены. Не конферансье ведь, например, Михаил Жванецкий, который читает рассказы собственного сочинения. Так поступают и многие другие его собратья по перу. Если к ним прибавить шоуменов, то это все, что осталось от представителей разговорного жанра. Поэтому есть все основания называть его уже экзотическим. В очередной раз откроем на нужной странице словарь иностранных слов. Без него нам никак не обойтись. Экзотический, толкует он, это — дожили! — нечто необычное для данной местности, не свойственное и — о ужас! — чуждое ей.

Присутствие на моем столе словаря иностранных слов отчасти может напомнить о тревожном явлении. Ежегодно умирают то ли в русском, то ли в украинском языке сотни употреблявшихся ранее слов. Их место занимают иностранные слова — не всегда удачные. Прислушаемся, на каком сленге общается наша молодежь.

Об оскудении языка сказал в гостиной Дома офицеров флота Российской Федерации Владимир Сильвестров, кстати, здорово напоминающий конферансье далеких прошлых лет, открывая творческий вечер нашей землячки, актрисы управления Крымской государственной филармонии, заслуженной артистки Украины Татьяны Маркиной.

1 декабря 1978 года с дипломом специального учебного заведения ее приняли на работу в Ялтинское отделение Крымской госфилармонии, затем было ее Севастопольское отделение… И все 28 лет Татьяна Викторовна сохраняет верность жанру художественного слова, ставшего, увы, экзотическим. Она, яркая представительница этого жанра, посвятила свое высокое искусство утверждению родного языка в его чистоте и богатстве против словесного мусора. Нет, артистка не выступает с нравоучениями, она просто читает литературные произведения, отличающиеся высочайшей языковой культурой. Татьяна Маркина и не конферансье в чистом виде, и тем более не шоумен. Она артистка разговорного жанра, как определили бы мы когда-то. В программу своего творческого вечера Татьяна Викторовна включила произведения Александра Пушкина, Ивана Крылова, Ивана Бунина, Александра Куприна (о, что за рассказ классика был прочитан на едином дыхании — это колдовская по содержанию и выразительным средствам "Ночная фиалка". — Автор), Марины Цветаевой, Феликса Кривина, украинских сатириков Павла Глазового, Павла Добрянского и других авторов.

Мы все на них учились в школе. Все ли любили, когда нам задавали выучить стихотворение или отрывок прозы наизусть? То-то же! Татьяна Викторовна для памяти составила лишь программу творческого вечера. Напротив названий отдельных произведений были выведены птички. "Их я бы перепрыгнула, — говорит артистка, — почувствуй "остывающий зал". Но сокращать программу по ходу концерта не пришлось. Список авторов и произведений, судя по тому, как зрители приняли Татьяну Викторовну, можно было бы расширить. Для многих стали открытием незаурядные вокальные данные артистки. Без музыкального сопровождения она исполнила любимые песни Василия Шукшина "То ни ветер ветку клонит" и "Миленький ты мой". В свое время Татьяна Маркина выступала с программой, целиком составленной из произведений Василия Шукшина. Так было реализовано соответствующее предложение журналиста "Славы Севастополя" Анатолия Мареты, память о котором Татьяна Маркина свято хранит.

Зрители уходили с концерта просветленными живым, образным, чистым, как родниковая вода, словом; многими овладело желание, придя домой, снять с полок застоявшиеся на них томики классиков. Как не восхититься искусством Татьяны Маркиной, которая своим талантом поддерживает огонь интереса к родному слову, восхищения им.

Другие статьи этого номера