Уроки лицемерия для «маленьких украинцев»

Открытое обращение народного депутата Украины КОЛЕСНИЧЕНКО В.В. к вице-премьер-министру Украины, д. ист. наук, профессору, академику Академии правовых наук Украины ТАБАЧНИКУ Д.В.В городе-герое Севастополе состоялась конференция учителей истории. Мнение педагогов было единодушным: ныне действующая (2001 года) и вновь утвержденная (2005 года) программы по истории Украины и Всемирной истории для 5-11-х (12-х) классов, а также рекомендованные учебники истории являются образцом реализации политических установок временщиков и заведомой фальсификации реального исторического прошлого нашей страны. Школьникам предлагается изучать сомнительные истории об украинцах, а не историю Украины. Необходимая здоровая пропаганда украинского патриотизма подменена "шароварным" местным национализмом. По сути, "деятелями от образования" реализована концепция преподавания не того, что реально было в истории нашего народа, а того, что хотелось бы видеть в нашем прошлом, — мифологем. Самое страшное в этом мракобесии то, что детям методично вдалбливается в голову тема враждебного отношения к нам со стороны России и мысли о превосходстве украинского народа над русскими, а также косности и убогости Российского государства. А это путь к национальной нетерпимости, ксенофобии, антисемитизму и расизму, которые уже сегодня стали проявляться в нашей жизни.

Если взять во внимание нынешние заявления и программные задачи радикальных националистов, то оказывается, что мы уверенно движемся к реализации проклятых идей фашизма. Все повторяется! Германия в свое время уже заявляла о превосходстве своей нации, создавая на высшем государственном уровне легенды и мифы о своем первородстве, уникальности арийской нации, которая брала свое начало с доисторических времен — еще до "царя Гороха". Это закончилось величайшей трагедией человечества, еврейскими погромами, уничтожением цыган, Холокостом, Бабьим Яром, Хатынью, миллионами смертей и фашистскими концлагерями, в которых, кстати, побывал и отец Президента Ющенко. А ведь эсэсовцы, уничтожая людей, искренне верили в исключительность своей нации и авторитет своего фюрера, в свою славную историю и т.н. новейших национальных героев древности, забывая о такой химере, как совесть. Странно не помнить эти жестокие уроки. Но если только предположить, что это не забыто и нас умышленно загоняют в прокрустово ложе националистических воззрений группы человеконенавистников "местного розлива", то…

При открытости информационного пространства, в частности Интернета, было бы наивным полагать, что дети всерьез воспринимают "ура-патриотическую жвачку", навязываемую им в учебниках и программах истории. Они имеют возможность сравнивать и отличать зерна от плевел. Но школьники на экзаменах ради положительных отметок обязаны говорить неправду. Чего не сделаешь ради личного благополучия и собственного будущего? Следовательно, наших детей умышленно воспитывают в атмосфере лицемерия по стандартам двойной морали. В таком случае нет смысла лить крокодиловы слезы о разъедающих государство язвах коррупции и отсутствии в нашей стране европейского лоска.

Заявления о справедливом правосудии и верховенстве права, как сегодня, так и в будущем, будут избитой темой ироничных анекдотов. Вина в разложении нашего народа в большой степени будет лежать на разработчиках современных программ обучения истории и на педагогах, которые молчали и не протестовали против "извращенцев" нашего исторического прошлого.

В современном мире интеллектуальный потенциал общества является одним из определяющих факторов его поступательного развития, а образование — одним из гарантов прогресса и национальной безопасности государства. Особое место в процессе обучения и воспитания занимает история, поскольку позволяет молодежи определиться в быстро меняющемся мире с учетом предшествующего опыта. Для человека, далекого от исторической науки, а особенно для ребенка, только вступающего на путь познания человеческой истории, основным источником знания является учебник. А качество современных учебников истории, особенно по курсу "История Украины", не может не волновать как специалистов, так и широкую общественность.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что они написаны в соответствии с определенными методологическими установками, принятыми частью современных украинских историков. Сегодня возобладал подход, при котором объектом истории Украины считается не прошлое всех народов и цивилизаций, существовавших и существующих на территории, ныне входящей в состав Украины, а исключительно прошлое одного народа — украинского, якобы ведущего свое начало с IV тысячелетия до н. э., т.е. от "трипольской культуры".

Предмет истории Украины для таких авторов — это история всех этапов украинской государственности, которая, по их мнению, исчисляется с древнейших времен до сегодняшнего дня. При этом авторы искусственно соединяют отдельные этапы этого многотрудного процесса, доказывая, что попытки, иногда довольно успешные, создания Украинского государства не прерывались в историческом времени и пространстве, благодаря особому национальному самосознанию украинского народа и отдельных его ярких представителей.

Эта позиция значительно отличается от принятого сейчас в мировой практике подхода, когда объектом исторического исследования является прошлое всех типов государств и обществ, этносов и культур, которые существовали и существуют на той или иной территории. Предметом же истории становится Человек во всем многообразии общественной, социально-экономической и культурной жизни.

Предлагаемый обществу вариант изложения истории Украины является шагом от истории национальной к истории националистической. В действующих учебниках (В. Власов, О. Данилевская "Введение в историю Украины" для 5-го класса; Р. Лях, Н. Темирова "История Украины" для 7-го класса; В. Власов "История Украины" для 8-го класса; Ф. Турченко, В. Мороко "История Украины" для 9-го класса; Ф. Турченко "История Украины" для 10-11-х классов) практически не учтены культурные, конфессиональные, исторические особенности разных регионов Украины. И хотя по переписи 2001 года в Украине проживает 127 народов и этносов, место в указанных учебниках нашлось прежде всего для истории украинского народа как основного, главного, лучшего носителя национального самосознания и независимой государственности. Другие же народы, по мнению авторов учебников, особенно русские, поляки, австрийцы, венгры и т.д., препятствовали на протяжении столетий созданию независимого украинского государства, развитию украинского языка и культуры, причем делали это злонамеренно и планомерно. Такие утверждения разделяют маленьких граждан Украины, сеют межнациональную рознь, способствуют развитию ксенофобии и нетерпимости. А ведь такие стереотипы внедряются в сознание ребенка на протяжении всех лет изучения истории с 5-го по 11-й класс.

Излишне говорить, что такой вариант изложения истории не имеет ничего общего с объективной реальностью, насквозь идеологизирован и фальсифицирован. В вышеназванных учебниках, к сожалению, стали нормой вольное обращение с фактами, выстраивание их в любой последовательности, пусть даже искаженной, но соответствующей заданной конструкции. Происходит преуменьшение значения одних событий или даже их изъятие из исторического повествования за счет преувеличения других.

Вот всего лишь несколько примеров.

В учебнике для 8-го класса тема "Национально-освободительная война украинского народа середины XVII века против Речи Посполитой" заканчивается рассказом о заключении договора между Московским царством и Гетманщиной Богдана Хмельницкого. Автор учебника называет этот договор межгосударственным, более того, утверждает, что в результате создалась конфедерация, т.е. союз равноправных государств. Не подвергается сомнению тезис, что в середине XVII века Украина уже утвердилась как самостоятельное государство. Хотя из документов XVII века известны слова самого Б. Хмельницкого, сказанные 8 января 1654 года в Переяславле: "Бог освободил нас из рук врагов нашего восточного православия, хотевших искоренить нас так, чтоб и имя русское не упоминалось в нашей земле. Но нам нельзя более жить без государя. Мы собрали явную всему народу раду, чтобы вы избрали из четырех государей себе государя". Однако автору учебника подлинные документы ни к чему. Он делает собственные выводы и предлагает учащимся поработать над их анализом. Задание после параграфа звучит так: "Проанализировав таблицу, определите, имел ли этот союз позитивные перспективы для Украины".

Простой анализ предложенных характеристик констатирует "извращенную отрыжку" так называемого национального патриотизма, целью которого является сравнение мифов из украинской истории с фальсифицированными оценочными суждениями о Российском государстве.

В курсе 9-го класса развитию и становлению украинского национально-освободительного движения посвящено 18 из 62 параграфов, т.е. почти одна треть. О Крымской же войне, глобальном событии XIX века, произошедшем на территории, ныне входящей в состав Украины, вскользь упомянуто лишь в одном параграфе, и то в следующем контексте: "В годы Крымской войны заметно усилилось антикрепостническое движение крестьян… В годы Крымской войны была предпринята попытка поднять в Украине антирусское восстание".

В курсе 10-го класса в теме "Первая мировая война" авторы неоднократно подчеркивают, что Россия вынашивала агрессивные планы в отношении украинских земель, входящих в состав Австро-Венгрии. Захватив большую часть Галиции и Буковины, российские власти проводили политику репрессий и депортации местного населения. Авторы, наверное, незнакомы с данными, приведенными в австрийском парламенте в 1917 году: "В результате террора против так называемых русофилов австрий-скими властями было казнено 60 тысяч человек, сотни тысяч оказались в концлагерях, где умерло более 100 тысяч человек, в том числе женщин и детей".

В курсе 5-го класса из текста 23 "И снова война" ученик узнает, что большевистский Советский Союз и нацистская Германия воюют на территории Украины, и единственная сила, которая выступила против обоих режимов, была УПА, стремящаяся к созданию независимого Украинского государства. Из всех операций, проведенных Красной Армией на территории Украины, названы оборона и освобождение Киева. Ни разу не упомянуты города-герои Севастополь, Одесса, Керчь. Героизм советских воинов для авторов учебника — устаревшее понятие и даже, скорее, вымысел прокоммунистических ветеранских организаций, поэтому и писать об этом не стали. В 11-м классе половина параграфов темы "Украина во Второй мировой войне" посвящены истории создания и деятельности ОУН-УПА.

А ведь все это проявление циничного игнорирования истории собственного народа и демонстрация пренебрежения к людям, живущим сегодня на этих территориях в составе нашего государства.

Предлагаю с целью устранения вышеуказанных недостатков в преподавании истории:

1. Разработать концепцию исторического образования в Украине, которая бы способствовала формированию подлинной гражданственности и патриотизма молодого поколения Украины независимо от этнической, конфессиональной и политической принадлежности каждого человека. Привлечь к этой работе широкий круг незаангажированных ученых, а не приближенных к "императору", которые в борьбе за бюджетные средства затоптали истину. Организовать ее широкое обсуждение в научно-педагогических кругах.

2. В соответствии с новой концепцией исторического образования пересмотреть ныне действующую (2001 года) и вновь утвержденную (2005 года) программы по истории Украины и Всемирной истории для 5-11-х (12-х) классов.

3. Объявить открытый конкурс на создание нового поколения учебников по истории Украины, которые соответствовали бы общепринятой в мировой исторической науке методологии, были бы свободны от жестких идеологических схем, а также проявлений национальной нетерпимости и ксенофобии.

Я убежден в том, что затронутые проблемы объединяют всех педагогов, ученых-историков и патриотов Украины, которые готовы отдать всего себя на алтарь Отечества. Мы выступаем за истинную историю без легенд и мифов Украины, за здоровую пропаганду украинского патриотизма и любви к Родине.

Другие статьи этого номера