Об истории земли севастопольской, о крымском полуострове, о тайнах земель Украины написано много научных трудов. Споры специалистов о каких-то деталях археологических находок, безусловно, имеют огромный научный смысл. Но среднестатистический украинец, крымчанин, севастополец едва ли заметит различие между «двумя большими научными разницами». Здесь требуется иной подход. Чтобы широкая общественность прониклась значимостью происходящих исследований, с ней нужно разговаривать не заумными словами, а простым доходчивым русским языком. На нем и будет изъясняться научно-популярный археологический альманах «Мир древности». При его создании учтен опыт, как положительный, так и отрицательный, издания подобных журналов в Севастополе и в Крыму.Решение столь сложной задачи под силу только очень опытному, сплоченному и ответственному коллективу. Творческий коллектив возглавил кандидат исторических наук Евгений Туровский. Директор проекта — кандидат экономических наук Валерий Горбатов. В редколлегии — более чем авторитетные специалисты в археологии: кандидаты исторических наук Николай Алексеенко, Николай Иевлев и Татьяна Избаш, Николай Федосеев и Геннадий Тощев. Активно сотрудничают с альманахом доктора исторических наук Владимир Горончаровский, Глеб Ивакин, Александр Симоненко и Виталий Зубарь, член-корреспондент НАН Украины Александр Моця. Над дизайном работала Татьяна Пахомова.
В первом номере альманаха обращает на себя внимание статья Михаила Ступко "Портрет неизвестного, или Времена перемен". По его мнению, римский скульптурный портрет, без преувеличения, — высшее достижение человеческой цивилизации в этом жанре. Произведения римских мастеров отличались не только фотографической точностью передачи натур, но и глубоким психологизмом, проникновением во внутренний мир человека.
Евгений Туровский в статье "О Херсонесе и его гражданине" отмечает, что Херсонес Таврический — ярчайшая звезда среди созвездия великолепных греческих городов, существовавших в древности на территории современной Украины. Полезно хотя бы пунктиром обозначить основные вехи исторической судьбы Херсонеса. Древние историки оставили скудные сведения о жизни и истории города, поскольку находился он на далекой окраине греческого мира. В те времена просвещенный афинский писатель знал о Херсонесе не более чем современный житель Киева о таежном Минусинске.
Один из авторов первого номера альманаха, Константин Кравченко, в статье "К истокам скифского звериного стиля" отмечает: "Искусство имеет свои древние истоки, и искать их следует в тех далеких временах, когда древний человек достиг замечательных навыков в изготовлении орудий труда из камня, дерева и кости, научился владеть огнем, накопил опыт в познании окружающего мира, развил свое абстрактное мышление, которое позволило создать ему отвлеченные образы. Свои представления об окружающем мире и существах, его населяющих, он воплощал в конкретных предметах обихода и в изображениях".
Научный сотрудник Севастопольского национального археологического заповедника "Херсонес Таврический" Наталья Диброва в статье "Тень Артемиды на крымских скалах" напоминает, что Артемида — дочь Лето и Зевса, сестра-близнец Аполлона, богиня охоты. В древнегреческой мифологии образ этой богини всегда был светлым и жизнерадостным. Но она безжалостно наказывала тех, кто нарушал законы и традиции. В классической трактовке Артемида — девственница и защитница целомудрия. В греческом пантеоне эротических, чтобы не сказать развратных, олимпийских персонажей только три благочестивые богини избежали сетей Афродиты и Эроса — Артемида, Афина, Гестия. Перед свадьбой Артемиде приносили искупительные жертвы. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, Артемида брачные покои наполнила змеями. Крайне жестокой, по современным меркам, была эта барышня. Парнишку-охотника Актеона сперва соблазнила подглядеть ее купание в реке, а затем затравила насмерть собаками, превратив его в оленя. Интересно, что образ Артемиды-девы, убивающей лань, впервые в античном искусстве отмечен именно в Херсонесе Таврическом.
Кандидат исторических наук из Санкт-Петербурга Олег Шаров в первом выпуске альманаха публикует статью "Золотая маска из Керчи", в которой напоминает о том, что еще в 1837 году в Керчи произошло знаменательное событие: город посетили 24 сентября Государь Император и его Императорское Высочество цесаревич-наследник. По воспоминаниям современника тех лет, директора Керченского археологического музеума Антона Бальтозаровича Ашика, в канун приезда императора была найдена гробница царица Рескупориды. Император России пополнил ценнейшими находками крымской экспедиции экспозиции Эрмитажа.
В альманахе есть что почитать. Но формат издания не торопит его авторов привязываться к календарю грядущего года. Редколлегия готова расширить тематику публикаций до самых новейших дней истории земли нашей. Найдется место в журнале для воспоминаний и исследований событий Великой Отечественной войны. Альманах рассчитан на самый широкий круг не только читателей, но и авторов.