ООО «Севастопольский судоремонтный завод «Лазаревское Адмиралтейство». Перспективы развития

В январе текущего года безрезультатно завершились переговоры с компанией SigmaBlazer о продаже принадлежащего ей пакета 50,5% акций ОАО «Севморзавод» Севастопольскому судоремонтному заводу «Лазаревское Адмиралтейство», созданному внутри ОАО «Севморзавод» в 1999 году и выполняющему гособоронзаказ МО РФ по ремонту кораблей и судов Черноморского флота Российской Федерации. Корреспондент «Славы Севастополя+» задал вопросы российскому предпринимателю Геннадию Болбату, президенту Инвестиционной группы IGVK.

— Геннадий Андреевич, вы представляете российский капитал, российский оборонный комплекс, и в Севастополе вашей компании принадлежит 57 % Севастопольского судоремонтного завода «Лазаревское Адмиралтейство» — самого динамично развивающегося предприятия города. Расскажите об истории создания предприятия.

— В настоящее время ОАО "Севморзавод", возможно, перейдет под контроль ливанского бизнесмена Рафика Дау, развивающего портовый бизнес в г. Севастополе. В результате чего Черноморский флот может утратить свою ремонтную базу. Необходимо срочное вмешательство командования ЧФ РФ, городских властей, общественности г. Севастополя, правительств России и Украины с целью воспрепятствования сделке, недопущения перепрофилирования завода. А история такова.

В 1996 году был акционирован Севастопольский Морской завод им. С.Орджоникидзе, базовое предприятие по ремонту кораблей и судов Черноморского флота. 26% акций ОАО "Севморзавод" было закреплено за Фондом госимущества Украины, 74% акций распределено среди членов трудового коллектива. В 1996-1997 гг. практически контрольный пакет акций завода (50,5% акций) был cкуплен Инвестиционным фондом UGF (США).

Фактический ремонт кораблей и судов Черноморского флота был прекращен в 1992 году. За период 1992-1999 гг. численность персонала завода сократилась с 12 тыс. до 3 тыс. человек. Предприятие начало стремительно разрушаться технологически, имело большую кредиторскую задолженность и задолженность по заработной плате.

В 1999 году по нашей инициативе с президентом-председателем правления ОАО "Севморзавод" А.А.Череватым на производственной базе ОАО "Севморзавод" был создан новый завод — ООО "Севастопольский судоремонтный завод "Лазаревское Адмиралтейство", 43% которого принадлежат ОАО "Севморзавод", 57% — Инвестиционной группе IGVK (г. Москва, РФ).

Создание ООО "ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" внутри ОАО "Севморзавод" было продуманным и целесообразным шагом в условиях скупки акций нерезидентом Украины и почти полного отсутствия финансирования со стороны заказчиков. На ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" был сосредоточен спецсудоремонт ЧФ РФ и ВМС Украины, в уставный капитал переданы здание заводоуправления, ряд производственных площадей ОАО "Севморзавод", переведены самые квалифицированные кадры ОАО "Севморзавод", а также передана техническая документация на корабли и суда ЧФ РФ и ВМС Украины.

В результате был урегулирован вопрос системы финансирования государственных заказов Министерства обороны Российской Федерации, вопросы секретности при поставках и сдачи систем корабельного вооружения, военной приемки выполненных работ.

В 1999 году на ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" был возобновлен судоремонт Черноморского флота РФ. На ООО "ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" производился ремонт крейсера "Адмирал Головко" (1999-2000 гг.), РКР "Москва" (2002-2003 гг.). В 2003-2004 гг. завод в качестве генподрядчика производил текущий ремонт ТАВКР "Адмирал Кузнецов" на Северном флоте ВМФ РФ. С 2000 г. в ремонте с модернизацией находятся ПЛ "Б-380" и БПК "Очаков".

Из представленных таблиц видно, что ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" — самое динамично развивающееся предприятие Украины, а Министерство обороны РФ через размещение гособоронзаказа — крупнейший инвестор Севастополя. Численность персонала завода более 600 человек, средняя заработная плата до 2000 гривен, по итогам 2005 года получена хорошая прибыль. В соответствии с гособоронзаказом 2006 года ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" станет крупнейшим предприятием Севастополя по объемам производства.

— Существует информация о том, что акции ОАО «Севморзавод» намерен купить ливанский бизнесмен Рафик Дау. По некоторым сведениям, сделка уже проводится. SigmaBlazer бесславно уходит с завода. Ваше отношение к этой сделке?

— Присутствие иностранного собственника на стратегическом предприятии, которым является ОАО "Севморзавод", — большой вопрос. Неважно, портфельный он инвестор, как SigmaBlazer, или позиционирующий себя стратегическим инвестором, как L.I.T.A.T. Group.

Другое дело — "Лазаревское Адмиралтейство", 57% которого находятся у российской компании. Мы — братские страны, заключены межправительственные соглашения и договоры по военно-техническому сотрудничеству, где оговорены вопросы секретности, военной приемки и т.д. Что касается сделки по продаже 50,5% акций ОАО "Севморзавод" Рафику Дау, то здесь происходят интересные, но вполне объяснимые события. В течение года мы от имени "Лазаревского Адмиралтейства" и двух российских компаний вели переговоры с SigmaBlazer по продаже этих акций. Но нам отказывают, неоднократно переносят сроки, а в январе мы с удивлением узнаем о начале сделки с L.I.T.A.T.Group по цене меньшей, чем предлагали мы. Я уверен, это результат действия сил, стремящихся ухудшить условия пребывания Черноморского флота в Севастополе, навредить России.

Я дважды встречался с Рафиком Дау, отношусь к нему с уважением, он уже много сделал для Севастополя, но сейчас он явно "пошел не туда". Мне представляется, что Рафик Дау не понимает, что просто используется в попытках некими силами навредить интересам России. Я предложил ему отказаться от сделки или перепродать пакет акций по более высокой цене, если сделка состоится. Рафик загадочно улыбнулся и сообщил мне, что все в этом мире возможно, но что вопрос для него новый и он подумает. Надо отдать должное господину Дау, он всячески заверил меня в будущем партнерстве, в том, что не произойдет перепрофилирование предприятия, с его стороны будут предприняты все усилия для улучшения условий работы Севастопольского судоремонтного завода "Лазаревское Адмиралтейство".

Продвигается же продажа акций ОАО "Севморзавод" Рафику Дау с идеей, что ОАО "Севморзавод" нужен стратегический инвестор. Я утверждаю, что стратегический инвестор у ОАО "Севморзавод" уже есть — это ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" с гособоронзаказом МО РФ. Нужды ЧФ РФ по ремонту кораблей и судов $150-180 млн в год. Новая политика России направлена на восстановление Черноморского флота, постоянное присутствие в Средиземном море. Поэтому задача — как заводу справиться с гособоронзаказом этого года в сумме $37 млн и гособоронзаказом 2007 года в сумме $80 млн при том, что просто за 15 лет утрачены кадры и распродано оборудование. А рентабельность спецсудоремонта во все времена была достаточной для модернизации основных фондов и развития предприятия.

Что касается госпакета акций ОАО "Севморзавод" (26%), то, считаю, они должны остаться у государства или проданы ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство". Это непременное условие российской стороны, только в этом случае МО РФ будет и дальше размещать гособоронзаказ на ОАО "Севморзавод". Стремление же Рафика Дау приобрести госпакет понятно — его наличие в совокупности с пакетом акций 50,5% позволит размыть пакет 20% миноритарных акционеров, выйти из состава участников ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство", иметь возможность на реорганизацию и перепрофилирование предприятия по своему усмотрению.

— Геннадий Андреевич, многотысячная «армия» севастопольцев-морзаводцев, многие из которых являются акционерами ОАО «Севморзавод», определяя приоритеты в выборе стратегического инвестора, явно склоняет свои симпатии в сторону такой бизнес-структуры, которая гарантированно (не на словах и пустых обещаниях, которыми «сыты» морзаводцы) будет готова к решению острых социальных вопросов, таких как массовое увольнение, длительная задержка заработной платы, полное сворачивание всех социальных программ и других, которые сопутствуют практике нынешних собственников контрольного пакета акций и правления ОАО «Севморзавод». Как руководство ССЗ «Лазаревское Адмиралтейство» намерено оправдать доверие коллектива?

— Эти вопросы для руководства ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство", собственников завода являются такими же важными, что и вопросы восстановления, модернизации и экономического развития предприятия. Подчеркиваю, что надежным залогом решения этих проблем является гарантированный, долгосрочный и стабильный гособоронзаказ, где заказчиками являются Министерство обороны РФ в лице ВМФ, а также, надеюсь, будет МО Украины в лице ВМС Украины.

Уровень рентабельности судоремонта позволяет реально обеспечить объем прибыли, достаточный для выплаты достойных дивидендов рядовым акционерам, осуществление комплекса социальных мероприятий в интересах трудового коллектива, заслуженных ветеранов завода, рабочих и специалистов.

Планируемые объемы производства, о которых я уже сказал, естественно, потребуют создания новых рабочих мест для высококвалифицированных рабочих, специалистов и служащих. Расчеты показывают, что мы должны более чем в несколько раз увеличить их численность. Здесь мы будем активно способствовать программам Президента Украины и Севастопольской городской администрации, поставивших стратегическую задачу — обеспечить максимальное создание рабочих мест в городе.

Учитывая сложившуюся в городе и на заводе демографическую ситуацию, мы планируем уделить особое внимание подготовке молодых специалистов в области судоремонта и машиностроения с последующим гарантированным обеспечением рабочими местами и соответствующим уровнем оплаты высококвалифицированного труда на высокотехнологичном производстве. Рассчитываем, что уровень средней зарплаты в размере 2000 грн — это не предел в самой ближайшей перспективе. Поэтому, пользуясь случаем, обращаюсь ко всем квалифицированным специалистам, сейчас по разным причинам уволившимся с завода, что мы будем нуждаться в вашем трудовом потенциале!

Также естественно, что планы расширения производства, численности рабочих мест, привлечения молодых специалистов будут сопровождаться созданием для этого необходимых социальных условий. Это культура и спорт, отдых и оздоровление трудящихся, строительство жилья и других объектов социальной инфраструктуры, обеспечивающих социальные потребности трудового коллектива.

— «Лазаревское Адмиралтейство» — яркий пример завода, работающего в кооперации со многими предприятиями ОПК России и Украины. Как вы относитесь к экономической политике Украины?

— Да, "Лазаревское Адмиралтейство" связано договорами с сотнями предприятий России, Украины и других стран СНГ. И это не только производители систем и комплексов вооружений, но и тысячи позиций продукции гражданских предприятий. "Лазаревское Адмиралтейство" опосредованно дает работу многим тысячам людей.

"Экономическая политика" украинского правительства — сказано неправильно, скорее это какая-то "политическая экономика", настолько она абсурдна и непоследовательна. Существовали в мире две экономические системы — рыночная и плановая. Плановая экономическая система, несмотря на большую социальную направленность, стала встраиваться в мировую рыночную экономику, заблуждаясь и совершая многочисленные ошибки, и проиграла конкуренцию. Но, обладая развитой промышленностью, квалифицированными кадрами, огромным научно-техническим потенциалом, колоссальными сырьевыми и энергетическими ресурсами, наши братские страны, имея достаточные внутренние рынки, очень взаимозависимые экономики, должны прежде всего добиться максимальной внутренней капитализации, "раскрутить" после падения 1992-98 гг. все отрасли промышленности, параллельно закупая за счет экспорта как можно больше самых современных технологий, заполняя свои внутренние рынки собственными товарами и услугами. Только после этого можно открывать свои рынки для западных и восточных товаров, вступать в ВТО и ЕЭС. Самое важное с этом мире — ресурсы и рынки. Украине предлагается: вот тебе дешевые энергоресурсы, вот тебе огромные рынки для товаров — страны ЕЭП, свободное перемещение ресурсов и капиталов. Нет, откажемся от этих двух преимуществ, развалим самую высокотехнологичную оборонную отрасль, кооперацию в авиационной промышленности, ракетостроении, атомной энергетике и пойдем туда, где никто нас не ждет, где мы со своими товарами никому не нужны, — в ЕЭС. Затем, развалив собственный ОПК, потратим два-три десятка миллиардов долларов на адаптацию армии и флота по стандартам НАТО и вступим в эту организацию против воли 85% украинцев. Хуже не придумаешь!

— Геннадий Андреевич, вы очень часто бываете в Севастополе. Ваше отношение к городу и считаете ли вы справедливой плату за аренду базирования Черноморского флота России в Севастополе?

— Искренне люблю Севастополь, для меня это самый прекрасный город на земле, себя называю сначала севастопольцем, потом москвичом. Флот и город находятся в упадке. Сумма аренды — цифра из прошлого века. Оплату за дислокацию ЧФ в Севастополе считаю недостаточной и несправедливой. Тем более что до Севастополя доходит только небольшая часть из $97 млн, оплачиваемых за аренду! Здесь вообще для меня перекликаются два вопроса — недостаточное финансирование ремонтных и модернизационных нужд Черноморского флота и недостаточное финансовое участие России в развитии города. И оба эти вопроса в значительной степени не решаются по причине отсутствия понимания проблем, воли и инициатив со стороны командования ЧФ РФ и руководства города, качества их сегодняшнего взаимодействия. Руководство же Черноморского флота живет в том времени, когда все разваливалось, и ждет, что финансирование увеличится само собой. Оно, конечно, увеличивается, но процесс коррозии кораблей и объемы финансирования несопоставимы. В современном мире все лоббируется. Впрочем, во все времена командующие флотом занимались не только боевой подготовкой, но и обновлением корабельного состава, ремонтом и модернизацией флота, состоянием и развитием его главной ремонтной базы на Корабельной стороне. Командующий флотом первой своей задачей должен ставить увеличение финансирования ремонтных нужд Черноморского флота и совместно с градоначальниками добиваться увеличения и прямого финансирования Севастополя правительством Российской

Федерации. Россия при прежнем подходе к финансированию флота, неучастию в развитии города потеряет и Черноморский флот, и свое влияние в регионе. Черноморский флот — дорогая необходимость России. Конечно, необоснованно Украина заявляет о стоимости аренды в 1,8 миллиарда долларов, я разумными на сегодня считаю 200 миллионов, из них 120 миллионов должны быть направлены на развитие Севастополя. Что касается ремонтных нужд флота, то, по оценкам ведущих специалистов "Лазаревского Адмиралтейства", всю жизнь проработавших на "Севморзаводе им. С.Орджоникидзе", знающих весь плавсостав Черноморского флота, 180 миллионов долларов нужно в течение пяти лет ежегодно выделять флоту, чтобы привести его в состояние боеготовности по нормам ВМФ СССР.

________________

ОАО "Севморзавод" и ООО "ССЗ "Лазаревское Адмиралтейство" должны, как и прежде, быть базовыми предприятиями по ремонту и модернизации кораблей и судов Черноморского флота Российской Федерации и Военно-Морских Сил Украины.

P.S. 14 марта городской совет принял обращение к Президенту Украины, Верховной Раде и СНБО Украины о неправомерности отчуждения Северной промплощадки ОАО "Севморзавод", недопустимости продажи государственного пакета акций 26% L.I.T.A.T Group, перепрофилировании ОАО "Севморзавод".

Другие статьи этого номера