Самое запутанное законодательство — в Великобритании, или Как в государственной налоговой администрации Севастополя Новый год встречали

А встречали 2007-й налоговики уже по доброй по традиции вместе с журналистами города. В президиуме, перед телекамерами, микрофонами и внимательными взглядами «акул пера»: председатель ГНА в Севастополе А. Трахачев, его заместители Я. Зумский, Е. Земченко и замначальника управления налоговой милиции Л. Пияк. Говорили на пресс-конференции, естественно, об итогах работы налоговой службы Севастополя в 2006 г. и концепции реформирования налоговой системы Украины.С основными цифрами достижений своего ведомства СМИ, а значит, и всех се6вастопольцев, ознакомил сам Александр Сергеевич. Он был краток. Постараемся быть такими и мы. Но цифры впечатляющи, особенно для любителей статистики и бюджетников.

Итак, по предварительным данным за прошлый год в сводный бюджет поступило 589 млн грн (101,3 % к доведенным показателям Минфина). При этом уровень сбора в 2006-м был на 109,7 млн грн или на 22,9 % больше, чем за аналогичный период 2005-го. И это говорит прежде всего о том. что в городе хорошо развивается промышленность, производство.

Причем рост был пропорциональным: как в общегосударственную, так и местную казну, подчеркнул председатель ГНА. В общий фонд Госбюджета поступило 283,4 млн грн (107 % от плана), что выше уровня поступлений прошлого года на 57,6 млн грн или 25,5%. А. Трахачев особо отметил, что значительно увеличились поступления по налогу на прибыль: 86,5 млн грн (на 25,9% больше, чем в 2005-м). Также возросли отчисления по НДС — на 27 % — до 173,1 млн грн.

Местный бюджет пополнился 305,6 млн грн (101,6% от показателей доходной части бюджета, утвержденных горсоветом, — 300,7 млн грн). Сравните: в 2005-м было собрано 247,3 млн грн, т.е. в 2006-м уровень мобилизации налоговых поступлений был превышен сразу на 58,3 млн грн, или на 24,8%!

Затем разговор зашел о том, что нужно сделать, чтобы налогов платили и собирали в казну больше, т.е. о концепции реформирования налоговой системы Украины, разработанной КМУ на период до 2015 г. Главное — устранить недостатки действующей системы. Все предложенные усовершенствования, в т.ч. от севастопольских налоговиков, призваны обеспечить равные условия для добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств. А это в конечном итоге приведет к поэтапному снижению налогового давления на все слои населения. Планируется создание единой государственной налоговой, таможенной и бюджетной политики.

Предлагается реформировать всю налоговую систему: оптимизировать платежи в бюджет, отменить неэффективные и затратные налоги и сборы, ввести новые механизмы налогообложения (на недвижимое имущество), увеличить часть местных налогов и сборов в структуре доходов местных бюджетов. А главное — обеспечить такое налогообложение, чтобы исключить какую- либо дискриминацию субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов). Правила "налоговой игры" по основным налогам и сборам планируется изменить. Они должны быть одинаковы для всех "игроков" на рынке. Естественно, при честной системе учета выручки.

Для усовершенствования администрирования налога на прибыль предприятий планируется максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, ввести механизм стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности и поэтапное снижение ставок налогообложения до 20%.

Что касается налога с доходов физлиц, то расширять базу рассчитывают за счет налогообложения всех видов доходов, в т.ч. пассивных, внедрения заявочного принципа регистрации частных предпринимателей, а также непрямых методов налогообложения (т.е. принцип соответствия расходов налогоплательщика доходам) — как в Евросоюзе.

Планируется также общее изменение идеологии упрощенной системы налогообложения. Предложено так изменить эту систему, чтобы разрушить существующие схемы ухода от налогообложения. В законопроекте предложено исключить из рядов "единоналожников" высокорентабельные виды деятельности. Не секрет, что на сегодня единый налог часто является способом ухода от налогов и их минимизации. Продолжится борьба с дроблением прибыльных предприятий. Как, например, с популярными точками общепита (особо актуально для нашего города!), где кухня — одно ЧП, официанты — 2-е, музыка — 3-е, стойка — 4-е и т.д. до бесконечности. Но продолжаться это бесконечно не будет, заверяют налоговики. Другая проблема — рост в Севастополе иногородних предприятий, особенно супермаркетов, которые платят налоги по месту регистрации, т.е. в основном в Киеве и других крупных городах.

Планируется также ввести так называемый налог на богатство. Платить его будут владельцы элитной недвижимости на основе ее оценочной стоимости. Предусмотрено, что социально незащищенные слои населения будут иметь льготное налогообложение.

По НДС — должна исчезнуть практика незаконного возмещения этого налога из бюджета. Планируется оставить нулевую ставку налогообложения исключительно для экспорта, а также поэтапное снижение ставки до 18%.

Если в целом рассматривать концепцию реформирования налоговой системы, то основная задача законопроекта — сделать наше налогообложение более простым и понятным с целью создания равных условий для всех налогоплательщиков.

Пока же наша система оставляет желать лучшего. Это следует и из обнародованных накануне Нового года выводов Всемирного банка и PricewaterhouseCoopers (весьма, впрочем, небеспристрастной в своем аудите стран СНГ организации). В докладе Paying Taxes ВБ и PwC исследовали 175 налоговых систем мира. Они оценивали их по критериям уровня налогового бремени, простоты законодательства, временных затрат на уплату налогов и их количество.

Главная проблема налоговых законов — их сложность и запутанность, считают авторы. В 2005 году каждая фирма в мире представила в среднем 35 страниц налоговых деклараций (от 175 страниц в Камеруне до 17 в Австралии).

Рейтинг по всем показателям возглавляют Мальдивы: это налоговый рай, где для уплаты одного налога (9,3% дохода) компании необходимо меньше часа в год. В двадцатку лучших входят ОАЭ, Ирландия, Швейцария, Новая Зеландия, Дания и Норвегия, передает "КИД".

В числе худших — 20 стран: Боливия, Венесуэла, Китай, Алжир, Украина и Белоруссия. Последняя обладает самой "запутанной" системой; по количеству платежей лидирует Узбекистан (130); по временным затратам — Бразилия (2600 часов), а налоговое бремя выше всего в Гамбии — 291,4% прибыли.

Один из авторов исследования, экономист Всемирного банка Рита Ромальо, отмечает, что бедные страны имеют более запутанную систему и высокие ставки, поэтому 80% их бизнеса работает неофициально и налогов не платит.

Самое запутанное законодательство — в Великобритании. Ее свод налоговых правил состоит из 8300 страниц, причем половина из них принята за последнее десятилетие. Больше налоговый кодекс только в Индии (9000 страниц), в России — всего 700. Зато в Британии самое низкое налоговое бремя (35,5% прибыли) среди развитых стран.

В Белоруссии компании обязаны заплатить 125 платежей. Несмотря на льготы, сборы составляют 186% прибыли, а на их уплату надо 1188 часов в год. А Афганистан даже наличие всего двух налогов (36,6% прибыли) не спасает от 275 часов в год на их оформление. В Гонконге бизнесменам хватает 80 часов на уплату всего четырех налогов (29% прибыли).

Российские компании обязаны платить 23 налога, составляющих 54,2% прибыли. На уплату налогов в России уходит 256 часов в году. В мире в среднем — 332 часа.

Мы поинтересовались в связи с этим у зампредседателя ГНА Севастополя Ярослава Зумского: "Сколько налогов в Украине и как много времени уходит на их уплату?". Ответ был таким: "В стране порядка 38 платежей, но в некоторых регионах есть и дополнительные — местные налоги. Что касается времени, необходимого предпринимателям на "работу" с налогами, то таких данных нет, т.к. нет пока методики их вычислений".

В заключение пресс-конференции — приятный момент: ряд городских СМИ, в первую очередь "Слава Севастополя+", был награжден грамотами "За плодотворное сотрудничество с налоговой службой Севастополя в проведении государственной политики формирования партнерских отношений с налогоплательщиками и воспитание налоговой культуры населения".

Другие статьи этого номера