Школовыживание

Не исключено, что в Украине появится «налог на школу».
Во вторник в Верховной Раде Украины прошел день правительства, на котором Кабмин ознакомил депутатов с состоянием и перспективами развития общего среднего образования в стране. Кроме того, были подведены итоги проведения отдыха и оздоровления детей минувшим летом и доложено о планах КМУ в этом направлении на лето грядущее.

Народная мудрость гласит: "Что посеешь, то и пожнешь". Школа, как известно, призвана сеять разумное, доброе, вечное. А в государственном масштабе — будущее страны. Потому тот факт, что в Верховной Раде состоялся день правительства, посвященный состоянию дел в среднем образовании, является одним из свидетельств понимания значения роли школы в жизни общества. Ведь конструкция каждого развитого государства должна опираться на треугольник знаний: образование, исследование, инновации.

По оценке министра образования и науки (МОН) Станислава Николаенко, выступавшего на дне правительства в роли докладчика, ситуация в целом в среднем образовании является достаточно сложной. Хотя, по его словам, остановлен процесс падения качества знаний, происходивший в 90-х годах. Начался период стабилизации и подъема, но положение большинства школ, качество украинского образования, по мнению правительства, является недостаточным. Наша школа в большинстве своем по содержанию и структуре отвечает периоду аграрно-индустриального развития Украины середины ХХ века.

"Мы очень серьезно отстаем от многих передовых стран. В настоящее время весь мир и школа соответственно вступили в эпоху быстрых изменений, цифровую эру, когда появляются школы без традиционных учебников, учеба происходит весь день вне школы, на протяжении всей жизни. Современные образовательные коммуникационные технологии зажигают искру творчества, предприимчивости, повышают производительность труда. Именно такие профессионалы нужны сегодня нашему государству, нашей экономике", — отметил Николаенко.

По мнению министра образования, нужно переходить из состояния догоняющего развития на позицию реальной конкурентоспособности с образовательными системами передовых стран. И в этом деле не обойтись без общих действий правительства, парламента, педагогов, всех политиков, независимо от цвета флагов.

МОН видит пять приоритетных заданий образования на ближайшую перспективу: европейское качество и доступность нашего образования, духовные и моральные ориентиры в образовании, демократизация в образовании, повышение статуса учителя и инновационное развитие общества на основе новых знаний. Относительно статуса такая цифирь, озвученная министром: на сегодняшний день 20 тысяч украинских педагогов нуждаются в жилье, в 2006 году учителям было выделено 860 квартир.

Правительство уже определило самыми главными приоритетами на 2007 год информатизацию и использование потенциальных возможностей человеческого развития, а также заботу об учителе и подготовке нового педагога, новых педагогических систем. Николаенко внес предложение о создании Фонда развития образования, куда направлялось бы не меньше одного или полпроцента от реализации всех товаров. Он также предложил, чтобы компании, которые занимаются информационными технологиями, до 10 процентов прибыли направляли на информатизацию школы. Предложенные нововведения уже получили название "налог на школу". Еще одно предложение министра образования касалось внесения изменения к закону "Об общественной морали" по установлению жесткого контроля за теле-радио-пространством. Действительно, телеящик сегодня хорошему учит далеко не всегда.

Кто и чем может помочь нашей школе? Министерство, правительство совместно с Комитетом по науке и образованию ВРУ анализируют состояние дел в среднем образовании и вносят конкретные изменения в деятельность отрасли, способствуют ее обновлению и развитию. Николаенко заявил, что на одном из ближайших заседаний правительства будет рассмотрена программа развития образования до 2011 года, которая является органической составляющей программы деятельности правительства на этот же период "Конкурентная Украина". По словам председателя Комитета по вопросам науки и образования ВРУ Екатерины Самойлик, в Украине практически завершено формирование законодательной нормативно-правовой базы отечественной системы образования. Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится новая редакция законов об образовании — среднем, высшем, внешкольном и профессионально-техническом — и другие.

Тем не менее только за прошлый год закрылось приблизительно 90 украинских школ. В первую очередь, в сельской зоне, где пошел процесс "оптимизации образования". Вместе со школами там закрываются и детские сады. Что уж говорить о модернизации сети сельских школ, обеспечении сельских детей помещениями, оборудованием, Интернетом, транспортом, квалифицированными педагогами…

Средняя школа, будь она городской или сельской, должна жить, а не выживать. К такому выводу, озвученному Кабмином, пришли и депутаты. Верховная Рада приняла постановление: информацию Кабинета министров о состоянии и перспективах развития общего среднего образования в Украине принять к сведению, правительству и профильному парламентскому комитету дан ряд рекомендаций "по реформированию общего среднего образования, созданию необходимых условий для равного доступа граждан к качественному образованию, совершенствованию законодательной базы в сфере общего образования"…

Кстати

Народный депутат Украины, член фракции Партии регионов Украины Вадим КОЛЕСНИЧЕНКО считает, что на сегодняшний день качество образования в Украине оставляет желать лучшего. Об этом он заявил, выступая с парламентской трибуны, передает ForUm. "Образование у нас среднее, в прямом смысле этого слова. Это мы видим по собственным детям, это мы видим даже по… числу победителей различных международных олимпиад", — сказал парламентарий.

Бюджет на 2007 год показывает, что правительство Украины не сделало систему образования стратегическим приоритетным заданием страны, отметил народный депутат Украины, член фракции БЮТ Николай ТОМЕНКО. Он подчеркнул, что на сегодняшний день существует много проблем в системе образования, ключевой из которых является качество среднего образования. По мнению нардепа, разговоры по обеспечению компьютерами школ "выглядят не искренне". "На сегодняшний день необходимо говорить о прозрачных конкурсах на компьютерные программы. У нас сегодня вообще нельзя выпускать учебники без соответствующего дополнения в виде компьютерной программы", — отметил Томенко.

Глас народа

ЧЕМУ И КАК БУДЕМ УЧИТЬСЯ?

Сергей КРУГЛОВ, директор Севастопольского высшего профессионального училища средств связи и информационных технологий, депутат горсовета:

— Сегодня в городе сложился дисбаланс в системе специальной и профессиональной подготовки. Не учтены реальные потребности города. В Севастополе работает 32 высших учебных заведения, из них 25 являются структурными подразделениями, которые зачастую не имеют необходимой учебно-методической базы, ведут подготовку специалистов без учета перспектив трудоустройства. При этом не учитываются ни демографическая ситуация, ни социально-экономические перспективы развития региона. По ряду обстоятельств принижено значение профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. Это при том, что многие предприятия испытывают острую нехватку квалифицированных рабочих кадров. Сегодня на уровне городской госадминистрации при участии ассоциации работодателей города должна быть разработана комплексная программа по подготовке специалистов и рабочих кадров с учетом реальных перспектив развития города. Родителям хочется напомнить, что получение высшего образования — это не самоцель, а востребованность на рынке труда.

Светлана Александровна, домохозяйка:

— У детей должны быть нормальные учебники. Прежде всего по истории Украины. Приходилось слышать от учителей, что нынешние учебники по истории больше направлены на реализацию политических установок. Что касается вообще учебников, что школьники не обеспечены ими в нужном количестве. А отсутствие учебника сказывается на получении знаний. Этот момент должен контролироваться.

Нина КРАПКО, главный библиотекарь отдела инноваций и методической работы детской библиотеки имени А.Гайдара:

— Я учусь в Крымском государственном университете культуры, искусства и туризма. И моя специальность называется не просто библиотекарь, а менеджер информационных, поисковых систем и компьютерных технологий. Это уже говорит о том, то в нашем обществе библиотекарю необходимы знания по современным технологиям ( в ближайшей перспективе библиотеки полностью будут компьютеризированы), нужны знания также в области маркетинга и фандрейзинга (поиск работы со спонсором). Без этого в современном мире библиотекам не выжить.

А. КОРНЕВ, студент:

— Прогресс неумолимо движется вперед. Выпускникам ввели тестирование. Его результаты достоверно определяют реальный уровень знаний ученика. Но я считаю, что в нашей стране к такому методу еще недостаточно готовы. Это подтверждают отзывы самих учеников. Уровню нашего образования еще далеко до европейского.

Л. МУДРИК, инженер:

— Программы для обучения должны быть не громоздкими, не перегружать ученика, а помогать овладевать нужными знаниями. Учителям нужно уметь пользоваться развивающими методиками. А у нас с учителями проблема. Многие из них пенсионного возраста, работают по старинке.

Алексей, таксист:

— Образование постепенно скатывается вниз. И первостепенную роль в процессе обучения, в частности студента, начинают играть деньги. Поэтому любые "знания" можно приобрести за определенную сумму. Немаловажную роль в деградации отечественного образования играют неквалифицированные кадры. Подорван престиж профессии учителя. На первый план также выходит низкая заработная плата работников образования.

Другие статьи этого номера