Деньги — в землю!

Сегодня начались депутатские слушания по программе социально-экономического развития Севастополя на 2007 год.Привыкли как-то севастопольцы гордиться уникальностью своего города. Мало того что климат у нас неповторимый, что расположен город на одной параллели с итальянским Миланом и французским Лионом, в самом сердце великих торговых путей, так еще и административное деление такое, что во всем мире и не сыщешь. Шутка ли — четыре района, включающие в себя и самостоятельный город Инкерман, и древнейшую Балаклаву, и более 40 пригородных и сельских населенных пунктов. Но вот обидно: уникальностью этой гордиться, оказывается, мало, над ней еще и работать нужно, деньги бюджетные вкладывать. А то ведь второе десятилетие пошло, как наш великий город-регион остается не только без разграничения земель государственной и коммунальной собственности, а даже и без определения границ населенных пунктов!

К чему это приводит, "Слава Севастополя+" рассказывала не-однократно. В частности, в начале 2006 года мы публиковали мнение заместителя прокурора Севастополя Сергея Левина, уверенного в том, что ряд нерешенных на местном уровне вопросов ведет к нарушениям и злоупотреблениям в сфере земельных отношений, причем со стороны не только юридических лиц, но и должностных. Типичным для Севастополя стали нарушение законов об аренде земли, самовольное и бесплатное использование земли, выдача разрешений на проведение строительных работ без наличия правоустанавливающих документов на землю, предоставление участков не по целевому назначению, злоупотребления различными должностными лицами при решении вопросов об их выделении. Раскрытые и нераскрытые преступления в области землепользования таят в себе огромную опасность по ухудшению качества жизни севастопольцев. В этом году, например, городу уже аукнулась Андреевка. Вернее, отсутствие уточненных границ этого села. Получил гражданин на сессии сельского совета землю в этом населенном пункте, а потом пришел сельсовет нового созыва и решение своих предшественников утвердить отказался. А потому как неясно, кто эту землю изначально имел право выделять: сельский совет или уже городской? Границ-то у села нет!

По словам начальника управления по вопросам земельных, водных отношений и вопросам градостроительства городского совета Ольги Ткачук, в границах Севастополя 23 населенных пункта считаются сельскими, а 20 называются кварталами жилой застройки сельского типа. Андреевка — сельский населенный пункт, а вот Любимовка, Сахарная Головка, все населенные пункты на территории "Золотой балки" и совхоза-завода "Севастопольский" относятся ко второму типу поселений. Но объединяет их, как говорит в сердцах Ольга Ткачук, то, что "все они непонятно что". Причина все та же — отсутствие границ. "В 1994 году при помощи Крымского филиала Института землеустройства мы провели определенную работу, — рассказывает начальник управления. — Сделали проект установления границ населенных пунктов, а сельским советам было предписано выполнить работу по установлению границ населенных пунктов в натуре, то есть выполнить работы по установлению границ по этим проектным материалам, утвержденным городским советом. Естественно, сельские советы денег на эти цели не нашли. Таким образом, у нас до сих пор остаются проектные границы сельских населенных пунктов без установления их в натуре. И это было бы еще ничего: мы работаем с проектными материалами, но жизнь-то движется!"

Движение жизни привело к тому, что населенные пункты, не имеющие "натурального" ограничения, расширились сами собой. Например, все в той же Андреевке в границу населенного пункта вошло поле, на котором ранее выделялись участки для ведения огородничества. Причем вошла только половина этого поля. Так что первая половина огородников оказалась в населенном пункте, а вторая — за его границами. А вот кому из огородников стоит завидовать, соотносится с целями, которые они ставили перед собой. Потому что в границах населенного пункта можно предоставлять землю под индивидуальное жилищное строительство, а за границами нельзя. И опять же, если участок предоставляется под индивидуальное жилищное строительство в границах села, то решение об этом входит в полномочия сельского совета. А уж там, где село заканчивается, можно получить землю только под ведение личного подсобного или фермерского хозяйства, и это уже прерогатива городского совета.

И обращаться заявителям на земельные участки в данном случае, видимо, нужно исходя из собственных симпатий и привязанностей. Не будем утверждать, но бытует мнение, что через сессию сельского совета получить земельный надел все же легче, чем через город. Хоть Земельный кодекс — один для всех и понятие "легче" довольно условное, а все же и госадминистрация далеко, и депутатов поменьше…

Возможно, такой подход к делу и объясняет тот факт, что, по словам председателя постоянной комиссии горсовета по вопросам градостроительной политики, регулирования земельных и водных отношений депутата Дмитрия Белика, "сельские советы иногда превышают свои полномочия, принимая решения, как нам кажется, за границами своих населенных пунктов".

На бюджетных слушаниях в декабре 2006 года Дмитрий Белик обращал внимание и депутатского корпуса, и руководства госадминистрации на то, что в бюджете 2007 года необходимо предусмотреть средства на уточнение границ населенных пунктов и тем самым устранить противоречия между сельскими, поселковыми советами и городским советом. И, кстати, именно на возглавляемую им комиссию на второй сессии городской совет V созыва возложил контроль за исполнением принятого решения "Об организации работ по разграничению земель государственной и коммунальной собственности в границах города Севастополя". Было это 6 июня 2006 года. Тогда депутаты поручили Севастопольской городской государственной администрации в срок до 1 июля 2006 г. представить в городской совет план-график выполнения проектных и технических работ по разграничению земель государственной и коммунальной собственности в границах города Севастополя и в границах других населенных пунктов. С обоснованиями расчетов стоимости этих работ. К 2009 году, согласно этому решению, в Севастополе должны быть завершены работы по закреплению в натуре (на местности) межевыми знаками границ земель коммунальной собственности. Однако если администрация и бросилась выполнять это требование депутатского корпуса, то средствам массовой информации об этом пока ничего неизвестно. Зато информация о том, что в бюджете 2007 года опять не находится средств для уточнения границ населенных пунктов, просочилась-таки за двери двух серьезных зданий на улице Ленина. Найдет ли она фактическое подтверждение, станет известно уже в ближайшие дни. Именно сегодня депутаты городского совета соберутся на слушания по программе социально-экономического развития города на 2007 год, представленной госадминистрацией.

И можно определенно сказать, что такой слаженности в работе между депкорпусом и СГГА, как при принятии бюджета-2007, больше не повторится. Одно дело — утверждать контрольные цифры бюджета и совершенно другое — сойтись во мнении, что в Севастополе "развивать" в первую очередь. Представителям двух ветвей власти придется вновь выбирать между политикой "проедания" бюджетных средств (например, бросить значительную часть бюджета в топки коммунальных предприятий) или все же начать работать на перспективу. В частности, вернуться к основам реформы землеустройства, что означает системный подход к рациональному и экологически безопасному использованию земельного фонда. То есть начать установлением границ населенных пунктов и разделением коммунальных и государственных земель, а закончить установлением административных границ всего Севастополя и полной инвентаризацией земельного фонда города.

Сколько средств, сил, времени и специалистов потребуется для этого сегодня, в городе вряд ли кто решится произнести вслух. Только для того, чтобы окончательно установить границы населенных пунктов в натуре, говорит О. Ткачук, нужно доработать генеральный план; на основании откорректированного генплана разработать проект землеустройства по изменению границ населенных пунктов; утвердить его сессией городского совета и, наконец, вынести в натуру эти границы. Естественно, "натура" и стоит дороже всего. Пока некое специализированное предприятие готово начать работать исходя из суммы в 20 тысяч гривен "за каждое село". Так что в комплексе, говорит начальник управления, понадобится около миллиона гривен. И это — без тех самых дорогостоящих работ, их придется проводить в последующие годы, так же, как и инвентаризацию земель, и установление четких границ рекреационной зоны. Но все это произойдет только тогда, когда мы осознаем: отсутствие четкой и грамотной документации ежегодно влечет за собой огромные бюджетные убытки. И вместо того чтобы гордиться своей уникальностью, пора бы уже стать рачительными хозяевами. Окинуть трезвым взглядом собственные ресурсы и ужаснуться тому, к чему привели десятилетия земельного хаоса.

Другие статьи этого номера