«Запрягайте, хлопцi, конi!»

Госавтоинспекция представила на общественное обсуждение новый «Порядок проведения технического осмотра транспортных средств». ГАИ согласна передать проведение техосмотров частным «независимым» компаниям. При этом предлагается обязать владельцев частных автомобилей и мотоциклов, эксплуатируемых более четырех лет, проходить техосмотр ежегодно. Сейчас автолюбители проходят такую процедуру раз в два года.

Главным же новшеством представители госавтоинспекции считают предложение передать функцию диагностики технического состояния автомобилей "независимым" пунктам, собственниками которых будут компании, в том числе и негосударственные. Как, например, выяснило "Дело", требования разработать новые правила техосмотра ГАИ вынудило правительство.

В разработанном порядке предусматривается запретить ремонт и техобслуживание машин в местах, где будет проводиться технический контроль. "Проще говоря, технический осмотр следует проводить не на обычной СТО, а в специально оборудованных диагностических центрах", — пояснили в департаменте по связям с общественностью Министерства внутренних дел.

Но, перекладывая функцию диагностики технического контроля автотранспорта на частников, ГАИ намерена сохранить за собой выдачу талонов техобслуживания. "Порядком" предполагается, что частные пункты техосмотра выдают собственнику автомобиля заключение о его состоянии, которое следует представить в ГАИ. Там госавтоинспектор проверит авто по базам угона, на наличие страхового полиса, уплату налога с владельцев транспортных средств и задолженность по штрафам за нарушения правил дорожного движения. Только после этого будет выдан талон о прохождении техосмотра.

Между тем многие автолюбители, таксисты-частники и другие автовладельцы уже много лет подряд просто дают деньги и получают техталон. И мало кто из таких приспособившихся машину проверяет. Правда, при этом все они, как один, говорят, что в техническом состоянии своей машины уверены, потому что регулярно обслуживают ее на частной СТО, мастерам которой доверяют.

Участники рынка техобслуживания утверждают, что владельцам СТО для организации подобных диагностических центров понадобится всего лишь около 1000 евро. Этой суммы будет достаточно при наличии помещения и двух толковых мастеров, считают специалисты. По их подсчетам, чтобы приобрести оборудование для контроля состояния и регулировки осветительных приборов автомобиля, потребуется до 500 евро. Такая же сумма необходима для покупки оборудования по анализу содержания углекислого газа в выхлопах.

Большинство владельцев СТО предполагают, что техосмотр займет около 40 минут и его стоимость обойдется владельцу легкового автомобиля максимум в 80 грн. Сейчас на большинстве СТО диагностика автомобиля занимает около получаса и стоит 50-60 грн.

В то же время собственники частных ремонтных предприятий выражают опасение, поскольку неизвестно, какую ответственность придется нести за результаты проведенного техосмотра. На наших дорогах не редкость случаи, когда повреждается ходовая часть автомобиля, что приводит к авариям. "Какие гарантии в этих условиях?" — отмечают техники автосервисов.

Но, как бы то ни было, разработку нового порядка инициировало Министерство транспорта и связи. По мнению главы ведомства Николая Рудьковского, такой шаг позволит повысить качество техосмотров и уменьшить бюрократизм.

Поживем — увидим!

Глас народа

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ТЕХОСМОТР?

Александр К., автолюбитель:

— Функцию техосмотра передавать частным компаниям и предприятиям ни в коем случае нельзя. Понятно, что если этим занимается государственное учреждение, то все положения едины для всех. А в частных руках ситуация изменится. Владельцы будут устанавливать свои требования, тарифы и прочее. И будет анархия в этом вопросе. Я думаю, что решили так сделать, потому что бывшие чины из ГАИ, находясь в отставке, хотят продолжать свое дело, открыв свои частные лавочки. Считаю, что система техосмотра должна оставаться прерогативой государства.

Виталий Андреевич, ветеран органов внутренних дел:

— Если говорить с точки зрения борьбы с преступностью, то в ГАИ должны остаться функции регистрации машины и ее основных частей (цвет, номер двигателя и прочее). Это поможет в борьбе с угонами машин и другими преступлениями. С точки зрения обслуживания, техосмотр — это услуга. И если осматривающий выявил какой-то недостаток, водитель не проходит техосмотр. Почему не объединить функции? Выявил недостатки — и тут же устрани, проведи ремонт. Это удобно людям. Кроме того, есть антимонопольное законодательство. Техосмотр в одних руках приносит вред. Я знаю, с чем связано нововведение. В настоящее время идет освобождение УМВД от некоторых несвойственных ему функций.

Виктор Николаевич, кандидат технических наук:

— Прежде всего технический осмотр должен быть поставлен на современную базу диагностики. Смысл техосмотра — удостовериться в исправности автомобиля. И чем больше будет современных диагностических пунктов, тем лучше. А частникам они будут принадлежать или нет — все равно. Водителю также важно, чтобы эта процедура проходила без канители. А то порой и дня не хватает. Это не дело.

Максим, молодой водитель:

— Государственный монополизм на техосмотр — это нарушение закона о конкуренции. Кроме того, как минимум, взаимодействовать с одной конторой — неудобно. А вообще в первую очередь техосмотр должен быть честным.

Мария, филолог:

— Мне не нравится, если техосмотр передадут частным лицам. Пусть оставили бы это за государством. А автолюбители платили бы за техосмотр, и эти средства шли на обустройство дорог, улучшение качества дорожных знаков и так далее. Сейчас же, возможно, будет обогащаться конкретный человек, а пользы от этого никому. Я не против, если при прохождении техосмотра было бы так: кто не спешит — у него определенные плата и сроки, а тот, кто спешит, оплачивает соответственно.

Другие статьи этого номера