Леонид РУДКИН: «С каждым годом через Севастополь идет все больше грузов на экспорт»

Январь — время обнародования цифр и показателей работы всех без исключения звеньев и узлов государственной машины. Один из самых важных — таможня. Ведь часть «топливного бака» для всего механизма наполняет она: без денег, поступающих в казну, как говорится, «не поедешь». С чем «въехала» в 2007-й Севастопольская таможня, по нашей просьбе рассказывает ее начальник Леонид Николаевич Рудкин:- Говоря об итогах работы нашего коллектива в 2006 году, сразу отмечу, что она была успешной — мы справились с поставленными задачами. Государственной таможенной службой было установлено: Севастопольской таможне перечислить в госбюджет налогов и сборов 85,9 млн грн. Фактически мы дали 96,3 млн грн, или 112,1%. С начала года в качестве дотаций выравнивания на нужды городской казны нашей таможней направлено 10,3 млн грн, тем самым и этот план-график тоже был выполнен.

Но измерять качество работы коллектива только взысканными и отправленными в бюджет доходами не всегда показательно, так как они, эти доходы, идут в основном только с импорта. А у нас в 2006 г. при росте объема внешнеэкономических операций почти в 2 раза, что составило в денежном выражении 1 млрд 152 млн долларов США (в 2005 г. — 640,3 млн), на долю импорта приходится всего 8% — $98,9 млн. Зато на долю экспорта — 91% ($1053,2 млн). Причем весь 2006 год характеризовался ростом объемов экспорта. В сравнении с 2005-м темпы этого роста составили 195%, что напрямую связано с увеличением объемов оформления в нашей таможне внешнеэкономических грузов субъектов хозяйствования из других регионов Украины. Другими словами, через нас за границу идет все больше товара. В ассортименте этих грузов по-прежнему основное место занимают металлопродукция, нефтепродукты и зерновые. На их долю приходится 92% всего объема экспорта. При этом за 2006 год к оформлению Севастопольской таможней принято налоговых векселей в уплату НДС на общую сумму — 14,5 млн грн, что в 4,5 раза больше, чем за прошлый год. Для сравнения: в 2005 г. оплачено налога на добавленную стоимость векселем 3,3 млн грн, а общая сумма собранных налогов составила 106,5 млн грн. За 2006 г. — 110,7 млн грн, что на 4% больше в сравнении с прошлым годом.

— Чем же обусловлена положительная динамика работы таможни?

— Не буду оригинальным, если скажу: напряженным трудом всего коллектива и поиском новых методов работы прежде всего — для удобства участников ВЭД. Чтобы обеспечить постоянный рост поступлений таможенных платежей, мы реализуем комплекс организационно-методических мероприятий, направленных на повышение эффективности таможенного контроля и ускорение процесса оформления. Так, в прошлом году наши специалисты обеспечили полноценное функционирование "единых офисов" всех государственных служб, осуществляющих контроль на границе. Такие офисы у нас созданы в двух пунктах пропуска через госграницу — в севастопольских морских портах: торговом и рыбном.

Наряду с принципом "единого офиса" документальное оформление грузовых таможенных деклараций мы ведем по принципу "единого окна". Подчеркну, что оценку эффективности их функционирования мы делали регулярно и сразу принимали меры по корректировке технологий таможенного контроля в сторону упрощения и ускорения процесса оформления, а также повышения качества и культуры осуществления этих операций.

Кроме того, в 2006 г. коллектив работал и в направлении обеспечения благоприятных условий для отдельных предприятий-резидентов при импорте-экспорте и расширения Реестра предприятий, к товарам которых могут не применяться ограничения и запреты, установленные нормативно-правовыми актами ГТСУ. При условии аккредитации предприятия-резиденты добровольно предоставляют специально уполномоченным должностным лицам таможни право проверки финансовых и банковских документов, связанных с осуществлением внешнеэкономических операций, а таможня в свою очередь обеспечивает таким предприятиям режим содействия при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления, согласно специальному Перечню нормативно-правовых актов ГТСУ, утвержденному этим же приказом.

— А по отношению к тем, кто не хочет «добровольно»?..

— За предприятиями — право выбора. Главное, чтобы все было в рамках закона.

— А что ждет тех, кто не хочет «дружить» с законом?

— Наряду с фискальной функцией особое внимание в

2006 г. нами уделялось повышению эффективности борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, которая велась с учетом требований госпрограммы "Контрабанде — СТОП!" и указаний Гостаможслужбы Украины. С начала 2006-го

возбуждено 3 уголовных дела на общую сумму 7,6 млн грн. По сравнению с 2005 г. в прошлом году произошло увеличение в 2,8 раза стоимости выявленных нами предметов контрабанды. Также следует отметить улучшение качества материалов, по которым таможня возбуждает уголовные дела. В ходе проведения комплекса оперативных мероприятий по пресечению нарушений таможенных правил в 2006 г. мы завели 248 дел более чем на 17 млн грн (в 2005-м — 246 протоколов на 16,2 млн грн).

Анализ результатов работы в этом направлении говорит об улучшении её качественной составляющей — стоимости товаров, которые явились предметом нарушения таможенных правил: по сравнению с 2005 г. их общая цена выросла более чем на 800 тыс. грн.

— Какие профилактические меры вы предпринимаете, чтобы таких нарушений вообще не было?

— Вообще-то Севастопольская таможня не является показательной в отношении борьбы с контрабандой, у нас нет особо масштабных громких дел, к нашей радости. Благодаря постоянной работе в этом направлении всего коллектива, и не одного месяца, не одного года, а это достаточно большая работа, мы добились того, что Севастополь — это не контрабандный узел, не масштабная перевалочная база контрабандных товаров! Хотя стоит сказать, что в 2006 г. мы все же выявили и пресекли новые схемы таможенных правонарушений, что само по себе уже говорит о качественном подходе к этому направлению работы.

Еще один важный момент, как свидетельствует практика работы нашего коллектива, — положительное влияние на выполнение плана качества проведения таможенных процедур и культуры должностных лиц. Субъекты хозяйствования должны быть уверены в том, что в Севастопольской таможне процесс оформления документов проходит только в рамках закона, в максимально короткие сроки и без волокиты. Такой подход в работе, несомненно, будет привлекать предпринимателей к оформлению грузов в нашей таможне и, как следствие, увеличит поступление платежей в бюджет.

Чтобы изучать общественное мнение о состоянии соблюдения законности, этичности и культуры работы нашей таможенной службы, мы инициировали анонимные опросы граждан и перевозчиков, которые пересекают таможенную границу Украины, брокеров и декларантов. Результаты говорят о позитивных изменениях в работе наших таможенников. Более того, мы пошли дальше. В целях реализации гражданами их конституционного права на участие в управлении таможенным делом в Украине по желанию общественности при нашей таможне в декабре 2006 г. был сформирован общественный совет. Правда, о результативности его деятельности говорить пока еще рано.

Но главный показатель нашей работы, в этом я уверен, в следующем: с каждым годом все больше людей знают, что служба в таможенных органах по защите экономических интересов державы была, есть и будет почетной. Таможенник первым встречает и последним провожает человека на границе, от его профессионализма и культуры зависит мнение о государстве. И наша задача — предпринять все возможные меры к повышению имиджа украинского таможенника, завоеванию доверия жителей и гостей страны, нашего Севастополя.

— Спасибо!

Другие статьи этого номера