Мы захлебнулись в бытовых отходах. Удастся ли экологическим патрулям сдвинуть проблему мусора с критической точки?

Недавно в центре эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, который является координатором центра экологической работы со школами города, состоялось заседание городского штаба и актива экологических патрулей учебных заведений города. На этом заседании была выработана программа действий в рамках городской акции «Мой любимый чистый город», проходящей под патронатом председателя СГГА С.В. Куницына. Мы встретились с директором центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, отличником образования Украины Т.А.ОСТРОУШКО. Татьяна Александровна координирует работу отрядов экологических патрулей и оказывает методическую помощь учебным заведениям города.- Татьяна Александровна, в чем смысл деятельности экологических патрулей?

— Мы все хотим, чтобы наш город был чистым и красивым. Экологический патруль — это отряды защитников природы, которые проводят пропагандистскую и практическую природоохранную работу. Сегодняшняя работа строится на деятельности проверенных временем отрядов "зеленого" и "голубого" патрулей, в основе которых была пропагандистская и практическая природоохранная работа. Сейчас создан городской штаб экологического патруля, в который вошли девять учеников из всех районов города. Начальником городского штаба избрана Екатерина Сженова, ученица 10 класса школы-экоцентра N 21 Нахимовского района. Такие же школы-экоцентры работают в Гагаринском районе — школа N 23, Ленинском районе — школа N 60, Балаклавском районе — школа N 30.

— «Зеленые», «голубые» патрули, знакомые нам по звонкому пионерскому детству, отошли в прошлое. В новом времени мы все чаще говорим об экологическом образовании. Насколько оно продуктивно и действенно? Или все слова остаются только хорошими задумками?

— В мировой педагогической практике в последние десятилетия уделяется большое внимание непрерывному экологическому образованию, существуют разнообразные развивающие программы для детей разного возраста, проводятся международные экологические олимпиады. В поддержку победителей экологических конкурсов государство выделяет специальные гранты, стипендии, организует стажировки и летние школы при крупнейших учебных и исследовательских учреждениях. В Украине система экологического образования как таковая не существует. Несколько часов из раздела "Экология" в школьном курсе биологии никак нельзя считать достаточными даже для понимания предмета экологии. Проведенное анкетирование показало, что более 90% школьников и взрослых людей понимают экологию как уборку мусора и не относятся к ней, как к серьезной науке. Тотальная экологическая безграмотность населения Украины привела к тому, что страна не только окончательно потеряла мировой приоритет, достигнутый в прошлом веке благодаря трудам В.И. Вернадского, А.Н. Северцева, В.В.Докучаева, других отечественных ученых. Мы потонули в экологическом нигилизме и фактически захлебнулись бытовыми отходами. Экологическая грамотность требует не только знания фундаментальных законов экологии, но и сформированного экологического мировоззрения.

— Создание такого мировоззрения возможно в результате совместных усилий семьи, учебных заведений, всей общественности. В чем вы видите свою роль?

— Понимая всю остроту экологической ситуации в Украине, центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи направляет свою деятельность на экологическое образование творческой молодежи, проводит экологические экспедиции, конференции, олимпиады и тем самым создает почву для развития экологического мировоззрения подрастающего поколения. Только вооруженный экологическими знаниями человек способен осознавать сложную взаимосвязь явлений природы, понимать, что необдуманное вмешательство в ее жизнь может привести к неожиданным тяжелым последствиям. В этом плане мы возлагаем большие надежды на отряды экологического патруля. Администрацией города для экологических патрулей была приобретена специальная форма. Представители госуправления охраны окружающей природной среды Севастополя знакомят командиров экологических патрулей с основами экологического правового законодательства, дают рекомендации по проведению в учебных учреждениях трехмесячника "Изучение и охрана первоцветов Крыма". Сегодня на земном шаре под угрозой исчезновения находится около 25 тыс. видов сосудистых растений, часть из которых — первоцветы, поэтому сбережение их является очень важной задачей. В регионе Севастополя строгой охране подлежат следующие виды: подснежник складчатый, прострел крымский, крокусы (узколистный, крымский, прекрасный). Дети с большим желанием и энтузиазмом откликнулись на проведение акций и стали участвовать в патрулировании на закрепленных территориях, раздаче природоохранных листовок, высаживании деревьев, выявлении мусорных свалок, включились в просветительную работу с населением города. Первые шаги экологических патрулей оказались весьма продуктивными.

— И уже можно говорить о конкретных результатах?

— Безусловно. Так, ребята из многих школ, лицея и гимназий высадили 382 дерева, 875 кустарников, убрали 112 стихийных свалок, расчистили 7,5 км береговой линии. Экологический патруль является активным участником акции "Мой любимый чистый город", которая направлена на улучшение санитарного состояния города. Проведены акции "Мусору — нет!", "В защиту Черного моря", городские природоохранные операции "Елочка", "Лебедь", "Синица", "В защиту первоцветов". Во время патрулирования в зонах действия выявляются нарушения — сжигание прошлогодней листвы и мусора, несанкционированные свалки. Данные об этом передаются в коммунальные службы города. Ребята отрядов экологического патруля проводили рейды на улицах города по распространению листовок "Я люблю Севастополь!" с целью пропаганды городской акции "Мой любимый чистый город". Итоги работы экологических патрулей и дальнейшее планирование рассматриваются на заседании актива в центре эколого-натуралистического творчества учащихся. Формирование активной жизненной позиции человека в решении проблем защиты окружающей среды — главное направление в работе центра эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи.

— Татьяна Александровна, спасибо за беседу.

Другие статьи этого номера