Нет дыма без огня, или Еще раз о языковом вопросе

То, что языковой вопрос был не больше, чем «предвыборная фишка», доказывает факт угасания этой темы в последнее время. «Регионалы» вплоть до марта на каждом углу декларировали свою приверженность идее двуязычия, распинались о дискредитации русского языка на территории страны, а после прихода к власти начали успешно подзабывать о своем козыре, который принес им немало голосов русскоязычных избирателей. Но это и лучше, ведь в стране по-прежнему единственным государственным языком остается украинский, как и должно быть в унитарном государстве, где 77,8% населения — этнические украинцы, которые являются главным субъектом государства и составляют национальное большинство.

От редакции:

СОСТОЯВШИЙСЯ ПАРЛАМЕНТАРИЙ

Наша газета старается объективно и оперативно информировать жителей города о работе народных избранников от Севастополя. Но если деятельность нашего земляка — парламентария от Партии регионов Вадима Колесниченко — в городе воспринимается с пониманием и одобрением, особенно в части защиты прав русскоговорящего населения и права на изучение достоверной, а не сфальсифицированной в угоду кому-либо или чему-либо истории Украины, то в других регионах эта работа вызывает, мягко говоря, отторжение, а порой злую иронию и острое желание высветить эту часть деятельности нардепа в негативном свете.

Свидетельство тому появившаяся на страницах центральной прессы публикация "Нет дыма без огня, или Еще раз о языковом вопросе" некоего Сергея Украинца. Ниже мы приводим ее в полном объеме, дабы читатели-севастопольцы еще раз убедились в том, сколь сложно реализовывать предвыборные обещания, данные своим избирателям, принципиально и последовательно продвигая законопроекты, касающиеся свободного развития и использования русского языка и права на достоверную историю. Активная "шумиха", поднятая вокруг работы над законопроектами депутата Верховной Рады Украины Вадима Колесниченко (о них подробно рассказывала "Слава Севастополя+" в номере за 16 января с.г.), — лишь вершина айсберга, т.е. видимая часть жесткого противостояния и острых противоречий, существующих сегодня в Украине.

А появление публикаций, подобных нижеследующей, лишний раз свидетельствует о том, что Вадим Колесниченко, как парламентарий, вне всякого сомнения, состоялся. Его позиция по языковой проблеме и деятельность в данном направлении заслуживают пристального внимания и серьезного глубокого анализа.

С другой стороны, у "бело-голубых", занявших кабминовские кресла, первоочередных проблем с жизнеобеспечением нации сегодня выше крыши. Поэтому языковая тема незаметно отодвинута на задний план — до удобного случая или следующих выборов, когда придет время завлекать электорат.

Но сказать, что в этом плане все совершенно спокойно, тоже было бы огромной ошибкой. Вот, к примеру, в октябре парламент Крыма обратился к Президенту, премьер-министру и спикеру с предложением придать русскому языку статус государственного путем вынесения данного вопроса на Всеукраинский референдум. Эта идея, увы, не нова, да и вряд ли осуществима в ближайшей перспективе. Со стороны очередной призыв к референдуму выглядел как демонстрация реализации предвыборных обещаний, который снова дал пищу для пустых разговоров. Этакий дармовой повод для пиара игроков большой политики.

Намного реалистичнее по сравнению с инициативой референдума выглядит требование крымчан закрепить за русским языком статус регионального там, где он является языком большинства населения, а также внести изменения в пятнадцать действующих законов Украины в части использования русского языка наравне с государственным.

Совершенно права была Валентина Самар, которая в статье "Лесок" за "дубом" референдума" ("Зеркало недели" N 40 (619) от 21-27 октября 2006 года) говорит о том, что политики за "большим дубом референдума" не заметили новую поросль целого леса. "А именно: пакета законопроектов, — продолжает автор, — которыми предлагается фактически уравнять русский язык с государственным без всякого референдума и имплементации его результатов путем внесения изменений в Конституцию".

Именно это и настораживает. Ведь такой пакет законопроектов реально существует и его принятие успешно продвигается. Особенно активно в этом направлении действует нардеп-"регионал" Вадим Колесниченко, который инициировал их уже около двадцати. Этот избранник народа, по совместительству еще и лидер Севастопольской организации Партии регионов, своими законопроектами отбирает полномочия у государственного языка в пользу русского, не отдавая себе отчета в том, что такими действиями искусственно накаляет ситуацию в этой сфере в будущем, когда инициируемые законы вступят в силу. Юго-восточная часть страны будет откровенно игнорировать государственный украинский язык, а национально сознательные силы, естественно, выступят против такого положения вещей. И что имеем в результате? Конфликт в масштабах всей страны, деление нации на "мы — они", "друг — враг", "хохол — москаль". Чем чревата такая перспектива, которая затрагивает культурно-ценностное измерение нашего бытия, и подумать страшно. Идея федерализма на этом фоне кажется детским лепетом. А национальную идею, призванную объединить граждан нашей страны в единое целое, в том числе и на основе общегосударственного украинского языка, за право разговаривать на котором боролось не одно поколение украинцев, можно будет выбросить на помойку.

Задумывался ли над этим господин Колесниченко? Осознает ли он, что его действия противоречат национальным интересам Украины? Скорее всего, да, ведь человек с комсомольским прошлым и опытом партработы в КПУ времен СССР за спиной (Колесниченко с января 1982 года был первым секретарем Владимир-Волынского ГК ЛКСМУ Волынской области, с октября 1989-го — главой контрольной комиссии Ялтинской городской организации КПУ) просто так ничего не сделает. Тем более что Колесниченко в Партии регионов до нардепства занимался вопросами идеологии. А это подтверждает осознанность и продуманность действий "регионала", которые попахивают государственной изменой. Но, похоже, ответственность его не пугает, ведь надежным щитом выступает депутатский мандат, который гарантирует избранникам народа неприкосновенность.

Как свидетельствует история, Колесниченко не всегда так безответственно относился к интересам Украины. Свою лепту в процесс создания украинского государства он внес на заре его независимости. Тогда, будучи депутатом крымского парламента первого созыва, он принимал участие в создании Автономной Республики Крым и активно выступал против ее отделения от Украины. Такая позиция стала причиной недуга, заболеть которым Колесниченко "помогли" неизвестные "доброжелатели" путем применения грубой физической силы. Видимо, их "аргументы" существенно повлияли на его мнение: затаилась обида за досадный инцидент. Вот и сублимировалась она сегодня в борьбу за русский язык на территории Украины. Нардеп-"регионал" пытается благодаря депутатскому праву законодательной инициативы путем незаметного внедрения русского языка в качестве регионального "отыграться" за прошлое, подорвав национальные языковые устои.

Подтверждают такие опасения и разработанные им законопроекты "О внесении изменений в закон Украины "О ратификации Европейской Хартии региональных языков или языков меньшинств", "О региональных языках и языках меньшинств", а также предлагаемые изменения в закон о местном самоуправлении, о телевидении и радиовещании и в целый ряд законов о судопроизводстве. Приведем яркий пример. Согласно предложенным изменениям в семь действующих законов, касающихся судебной системы, русский язык может использоваться в судопроизводстве (это касается и всей документации) наряду с украинским языком, судьи обязаны владеть двумя языками — государственным и русским.

Приблизительно так же выглядят и инициативы Колесниченко относительно использования русского языка в медиапространстве. Результатом скандала вокруг Севастопольской гостелерадиокомпании по поводу продления ей лицензии (тогда нардеп на пресс-конференции упрекнул Нацсовет по телевидению и радиовещанию в предвзятом отношении, назвав его позицию "политической инквизицией, которая каленым железом выжигает русский язык в Украине") стал законопроект "О внесении изменений в закон Украины "О телевидении и радиовещании" (относительно использования языков в информационной деятельности телерадиоорганизаций)". В нем предлагается уменьшить количество украиноязычного вещания в эфире национальных телерадиокомпаний в пользу русского языка.

Но если уж вспоминать об октябрьском скандале вокруг Севастопольской ТРК, то нужно заметить, что здесь Колесниченко попал впросак. Те, за кого он "заступился", открыто выступили против его русификаторской политики. Часть редакции этой региональной ТРК осудила действия "регионала" в открытом письме, которое размещено на сайте Нацсовета по телевидению и радиовещанию. В нем, в частности, говорится: "А между тем среди нас есть патриоты своей страны, которым до боли обидно, что такое отношение к национальному языку и культуре остается безнаказанным, а сейчас еще и пытается быть использованным в качестве предлога для политических спекуляций со стороны Партии регионов и конкретно народного депутата Украины Вадима Колесниченко". Ответа от нардепа не последовало. Видно, крыть нечем. Однако он по-прежнему продолжает инициировать новые законы, которые (в случае их принятия) расширят рамки действия русского языка, а его антигосударственные действия так и остаются безнаказанными.

Примечательно, что недавно на рассмотрение парламента был внесен базовый законопроект "О языках Украины", авторами которого значатся Кушнарев, Волга и Грач. По сути проект этого нормативного акта не несет в себе какой-то угрозы, в нем и в помине нет ничего о двуязычии, о придании русскому языку статуса государственного (речь идет лишь о том, что его нужно непонятно от кого или от чего защищать). И можно спрогнозировать, что этот закон изначально "непроходной". Почему? Ответ очевиден, стоит лишь взглянуть на фамилии его разработчиков. По этой же причине закон не останется без внимания, громкие дискуссии и интерес к тому, что "накропал" федералист Кушнарев, обеспечен. Но не позволят одному из самых ярких политиков из лагеря "бело-голубых", который еще полгода назад активно пропагандировал идею двуязычия, принять закон о языках, каким бы безобидным ни был его текст.

Закрадывается сомнение, что такой ход "регионалов" является отвлекающим маневром или "дымовой завесой" для других действий в этой сфере. Пока все будут с пеной у рта спорить с Кушнаревым и Грачом, Колесниченко продолжит вносить "небольшие" изменения в действующее законодательство, тем самым де-факто уравнивая русский язык с украинским. Из сказанного им "Зеркалу недели", в работе у него сейчас находится еще около 50 законопроектов. Так что подтверждается старая пословица — дыма без огня не бывает. Чтобы огонек не превратился в синее пламя пожара, который затушить будет трудно, хотелось бы посоветовать всем сознательным политическим силам, которым дороги мир и спокойствие в украинском обществе, повнимательнее присмотреться к этой ситуации и к законотворческой работе одного из 186 нар-депов Партии регионов. Ибо она дает повод сказать, что, видимо, русскоязычная, ориентированная на северного соседа "пятая колонна" активизировала свои действия и перешла в наступление.

Не пора ли призвать господина Колесниченко к ответу за деятельность, которая противоречит национальным интересам Украины, провоцирует раскол общества, нарушает гражданский мир, а следовательно, является государственной изменой? Но это уже компетенция правоохранительных органов, которые обязаны принять соответствующие меры, не боясь "брони" депутатского мандата господина Колесниченко.

С. УКРАИНЕЦ. (Газета "2000" за 15 декабря 2006 года).

Другие статьи этого номера