Развал Советского Союза поставил большинство предприятий Севастополя, занятых в судостроительной отрасли, на грань банкротства с последующим вымиранием. Это также коснулось заводов, конструкторских бюро и филиалов научно-исследовательских институтов Николаева, Херсона, Одессы. Но все же отдельные конструкторские организации нашего города, которые сохранили архивы чертежей по проектам и ремонту судов военного и гражданского назначения, сберегли нормативно-техническую документацию, оставшуюся с советского периода. Они сумели найти заказчиков за рубежом, что позволило сохранить квалифицированные кадры и даже пригласить на работу талантливую молодежь, окончившую севастопольские вузы.Об упадке судостроения в Украине говорит следующее: если в период 1992-1993 годов проектантам плавсредств ГП "Черноморский НИИ судостроения" выдал более 20 номеров проектов, то в последующие годы их количество сокращалось. Так, за 2004-2006 годы было выдано всего 6 номеров. Это были проекты судов различного назначения. Правда, остается неизвестным, сколько их имело честь дойти до ходовых испытаний. Можно предположить, что очень мало.
За период независимости Украины многое преобразовалось. Неизменным, к сожалению, осталось только отношение к науке. Практически она была брошена в омут рыночной экономики. Выживайте, как хотите, но налоги платите исправно.
Министерство судостроительной промышленности бывшего Советского Союза вложило огромные средства в создание в Севастополе Черноморского филиала Центрального научно-исследовательского института имени академика А.Н. Крылова (ФЧНИИС). На его базе были построены уникальные стенды для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ с экспериментальной отработкой проблем судостроения в области судовой и корабельной энергетики. Институт имел лаборатории акустики, прочности, электромагнитных и тепловых полей, оборудованные современными (по тому времени) измерительными системами с анализом и обработкой информации в реальном масштабе времени. Имелся и современный причал для постановки исследовательских судов и плавучих лабораторий, которых в составе института было более пяти единиц.
ФЧНИИС совместно с ведущими предприятиями России и Украины в рамках программы судостроения выполнял целый ряд важнейших научно-исследовательских, опытно-конструкторских и экспериментальных работ.
В составах комиссий, обеспечивающих сдачу кораблей и судов после их постройки или ремонта, которые проводились в Азово-Черноморском бассейне, принимали участие специалисты института. Велись широкомасштабные работы по испытаниям газотурбинных двигателей и их элементов, энергетических установок нетрадиционного типа для кораблей перспективных проектов (электрохимические генераторы, двигатели Стирлинга). Разрабатывалось новое оборудование.
Все это было до 1992 года. После институт был переименован в Черноморский научно-исследовательский институт судостроения с подчинением Минмашпрому Украины. Затем его переподчинили организации "Укринмаш" и, наконец, институт стал ГП "ЧНИИС" с подчинением департаменту Минпромполитики.
С 1992 года предприятие практически не получало от государства ни копейки. Все это время его коллектив самостоятельно "боролся за живучесть". Было организовано несколько совместных предприятий. Не забывали и науку. Преодолевая трудности, институт отработал технологию изготовления печного топлива из углеводородных отходов, разработал, построил и ввел в эксплуатацию линию по приему и утилизации льяльных вод, разработал проект для утилизации жидких и твердых отходов. Совместно с Черноморским флотом РФ проводились опытные работы по утилизации боеприпасов с использованием биотехнологии. За этот период разработаны проекты и внедрены воздухоочистительные системы для газоперекачивающих станций Украины, созданы фильтры-сепараторы для очистки дизельного топлива и многое другое. В настоящее время в отдельных разработках института заинтересовалась китайская сторона. Идут переговоры о заключении контрактов.
За все эти годы институт исправно платил налоги, длительных задолженностей по заработной плате не имел. И вот в июле 2006 года как гром среди ясного неба над ним нависла угроза уничтожения как научного предприятия. В последние дни перед своей отставкой с поста премьер-министра Юрий Ехануров подписал распоряжение
"О передаче ГП "ЧНИИС" в сферу управления Минтрансу". Далее события разворачивались с быстротой курьерского поезда. В ГП "Севастопольский морской порт" издается приказ "Об организации работы по определению технического и финансового состояния ГП "ЧНИИС". Мин-трансвязь Украины выпускает приказы: "О назначении комиссии по передаче целостного имущественного комплекса ГП "ЧНИИС", "По реорганизации ГП "ЧНИИС", которыми передает институт в ГО "Севастопольский морской торговый порт" на правах подконтрольного структурного подразделения. После этого увидела свет целая серия приказов за подписью председателя комиссии и начальника порта Е.А. Романова. Появляется приказ "О полномочии комиссии по управлению делами юридического лица ГП "ЧНИИС". Далее появляются еще два — "О проведении инвентаризационной комиссии" и "О переименовании ГП "ЧНИИС" в "Портовый перегрузочный комплекс-1".
Согласно этим документам, увольняется директор ГП "ЧНИИС", изымается печать предприятия и прекращается действие банковского счета. Идет очередной передел собственности с еще множеством сомнительных деяний со стороны заинтересованных лиц.
Так, на глазах у севастопольцев умирает еще одно научное предприятие, раздираемое на куски со всех сторон. Фактически поставлен еще один крест на отечественной науке, которая и так серьезно страдает от государственных пертурбаций.