Парадоксы местного бюджета

Финансирование — это главная проблема местного самоуправления. Противоречия и споры вокруг присвоения того, что должно оставаться территории, а что уходить в район, центр, государство, возникали всегда. Увы, не всегда закон, в данном случае — Бюджетный кодекс Украины, — дает ясное для местных депутатов определение, куда и в каком количестве должны распределяться финансы. Кроме того, в нашем городе до сих пор из ряда вон выходящая ситуация — нет главного Закона о статусе Севастополя.Многим известно, что Бюджетный кодекс в Украине давно принят, вроде и работает нормально, но профессионалы согласятся, что этот документ является по многим признакам несовершенным. Хоть этот закон и регулирует систему межбюджетных отношений города и района, но между районным бюджетом и бюджетами городов районного значения, селами и поселками по-прежнему находятся в подвешенном состоянии вопросы, разрешение которых возможно порой только в суде.

Эксперты полагают, что одной из основных претензий к Бюджетному кодексу является не совсем ясное толкование распределения бюджетных средств. До сих пор не только по всей Украине, но и у нас в Севастополе специалисты признают недостаточно разработанной систему отношений город — район — село.

Так, уже не первый год поводом для споров служат толкование и правильное применение статьи 65 Бюджетного кодекса Украины. В первой части этой статьи говорится, что в доходы бюджета города Севастополя зачисляется 100 процентов общего объема подоходного налога с граждан, а часть третья этой же статьи гласит: "В доходы бюджетов городов районного значения, сел, поселков или их объединений зачисляется 25 процентов общего объема подоходного налога с граждан, взимаемого на этой территории".

Практически такая же ситуация с налогом на землю: 100 процентов — в бюджет Севастополя, а дальше законом обозначена следующая цифра: "60 процентов платы за землю — для бюджетов сел, поселков, городов районного значения и их объединений".

В Севастополе под эти правила подпадают: город районного значения Инкерман, поселок городского типа Кача, села Орлиное, Терновка, Верхнесадовое, Андреевка. В этих населенных пунктах действуют органы местного самоуправления. Так вот, с момента принятия Бюджетного кодекса Украины в финансовых отношениях между Севастопольским городским и поселковым Качинским, четырьмя сельскими, городским Инкерманским советами возник юридический казус. Деньги от подоходного налога и налога на землю вроде бы и поступают на доходные счета советов, но правом воспользоваться причитающимися по закону суммами они не могут. Город руководствуется положением, согласно которому ему полагается вся сумма дохода от платы за землю и подоходного налога, а советам в свою очередь перечисляет дотации выравнивания.

Но ведь в кодексе черным по белому прописано: "100 процентов в доходы бюджета города Севастополя". Видимо, не всем известно и не всем ясно, что горсовет принимает городской бюджет Севастополя, а не бюджет города. Городской бюджет и бюджет города — два разных специфических понятия, в которых первое является частью второго. Вот где собака зарыта! Суть неразберихи в том, что депутаты предыдущих созывов, принимая городской бюджет, видимо, не углублялись в подобные тонкости бюджетного законодательства и применяли статьи закона, не распространяющие свою силу на данный документ.

Здесь свою немаловажную роль играет отсутствие Закона о статусе города-героя Севастополя. Наш город является городом центрального подчинения, но уже больше десяти лет как не исполнен наказ Конституции: принять Закон о Севастополе, определяющий его статус.

Если будет закон, очевидными будут ответы на многие вопросы межбюджетных отношений города: в какой бюджет что записывать, как распределять средства, какие бюджеты подчиняются району, какие городу? Относительно последнего, например, ведутся споры. Инкерман — город районного подчинения. Комитет государственного строительства и местного самоуправления Верховной Рады Украины толкует его полномочия как города районного значения. Министерство финансов, ссылаясь на постановление Верховной Рады Украинской ССР от 1991 года, сообщает о существовавшем подчинении Инкермана Севастопольскому горсовету. Располагая такой информацией, депутаты Инкерманского горсовета выдвинули мнение о том, что имеются объективные причины для того, чтобы поднять вопрос на уровне города о возможной бюджетной автономии от Балаклавского района. Учитывая миллион проблем депрессивной территории Инкермана, справляться с которыми призвано местное самоуправление, нужно обратить внимание, что средства на все это распределяет Балаклавский районный совет. Дотаций выравнивания, которые можно было бы и не выделять, при условии начисления 25-процентного подоходного налога и 60-процентного налога на землю еле-еле хватает на выполнение основных функций Инкерманского исполкома. Бюджетный кодекс определяет, кроме собственных полномочий самоуправления (благоустройство территории, проведение культмассовых мероприятий, местные программы социальной защиты населения, ремонт и содержание местных дорог), такие, за которые самоуправление отвечает перед государством, — дошкольное образование, первичная медицинская помощь (фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые больницы); первичные культурные учреждения — клубы и библиотеки; органы самоуправления. Бесспорно, эти учреждения требуют особого финансового внимания. Куда ни глянь в Инкермане — разруха, нищета, убогость. Такая же, если не хуже, ситуация в селах.

Никто не в силах справиться со сложившейся ситуацией до тех пор, пока не будет найден взаимовыгодный, исключительно прагматичный путь решения проблем отдаленных от районного центра территорий. Инкерманский городской, поселковый Качинский и сельские советы готовы и впредь обсуждать поднятые вопросы. Только тесное сотрудничество на договорных началах, согласно ст. 92 п. 4 Бюджетного кодекса Украины, направленное на взаимные интересы центра и ущемленных микрорайонов, в силах преодолеть проблемы, которые создаются и накапливаются из года в год.

Несмотря ни на что, Севастополь для всех нас, жителей города-героя, всегда будет неделимым. Балаклава, Инкерман, Кача — здесь живут севастопольцы, здесь наша земля, наша история.

Другие статьи этого номера