Владимир Демченко экономист, кандидат исторических наук, имеет опыт руководства банковскими учреждениями и преподавания экономики в институте и все же работа над книгой «Феникс Ахти-Яра» далась ему большим трудом. Семь лет он провел в архивах, библиотеках и музеях, изучая денежно-кредитную и банковскую систему Севастополя в период возрождения города после Крымской войны.Эта тема пока не получила целостного освещения ни в монографиях, ни в специальной периодике и потребовала от Владимира Васильевича большой исследовательской и поисковой работы. Его книга достаточно полно раскрывает становление и развитие в Севастополе денежно-кредитных учреждений в период с 1856 до 1917 года, а также их роль в мобилизации финансовых ресурсов на восстановление промышленного производства, инфраструктуры городского хозяйства.
Марк Твен, посетив Севастополь в 1867 году и увидев всего несколько не разрушенных домов, сказал: "Помпея сохранилась лучше". Лазаревское адмиралтейство лежало в руинах, затопленные в бухте корабли не позволяли использовать ее для судоходства, население ютилось в землянках. Учитывая, что государственная казна истощена военными расходами, городская дума и градоначальство принимают решение основать в Севастополе городской общественный банк, создать другие денежно-кредитные структуры, которые местное самоуправление будет использовать в качестве финансовых рычагов.
Под гарантии правительства России, которое находит возможность кредитовать южную военно-морскую крепость, разрабатывается программа развития судоремонтной базы, возобновляется сотрудничество с зарубежными фирмами. Даже далекому от финансовых премудростей читателю будет интересно узнать из книги о том, что первой такой фирмой стала Бостонская водолазная компания (Северо-американские Соединенные штаты), которая в 1857 году выиграла тендер на право судоподъема и заключила контракт с Морским министерством России. Из Штатов в Севастополь было доставлено четыре плавдока, три транспорта и три канонерские лодки. Работы возглавил представитель компании Д. Гоуэн.
За четыре года работы американские и греческие водолазы, а также отставные и бессрочные севастопольские матросы подняли в целом виде 36 кораблей и судов, 20 из которых после ремонта вошли в состав Черноморского флота. 22 единицы из-за боевых повреждений были подняты по частям. В качестве оплаты подрядчик получал половину всего поднятого. Другая половина шла в российскую казну. После завершения работ севастопольский порт был открыт для судоходства. Этому предшествовало правительственное решение, объявлявшее порт коммерческим и свободным для беспрепятственной торговли иноземными и русскими купцами. Это ускорило возрождение города, флота и прежде всего Лазаревского адмиралтейства, которое приступило к судоремонту, а в 1867 году спустило на воду пароход "Первенец", построенный из отечественных материалов.
Исследования, проведенные Владимиром Васильевичем Демченко во время работы над книгой, показали, что этим производственным успехам, развитию предпринимательства способствовало создание целого комплекса денежно-кредитных учреждений: отделения госбанка, городских общественных банков, обществ взаимного и мелкого кредита, сберегательных касс. Для их функционирования градоначальство создавало благоприятные условия, а кредитная ставка по ссудам не превышала 6 процентов годовых. В наше бы время такие ставки.
Немало интересного и поучительного читатель узнает из раздела книги, в котором говорится о налогообложении и льготах предпринимателям. Прибывающие в город купцы для обустройства на месте на 5 лет освобождались от половины гильдийских повинностей. Те из купцов, которые строили свой дом, освобождались от такой повинности полностью. А если кто закладывал завод, то получал такую льготу на 10 лет. И еще одна примечательная деталь. Каменные строения можно было возводить под получение кредита по всем подрядам и поставкам.
Кстати сказать, после Крымской войны в Севастополе предоставлялся ипотечный кредит. В 1910 году был осуществлен первый городской займ в 1,5 миллиона рублей. Полученные от продажи облигаций финансовые средства были использованы для расширения водопроводной сети, устройства канализации, прокладки трамвайной линии на Корабельную сторону, строительство здания Романовского института, переименованного в советское время в институт имени В.И. Сеченова.
Книга Владимира Демченко наводит на многие аналогии дня нынешнего и дня минувшего. На протяжении последних лет в местных органах власти обсуждалась идея создания коммунального банка. Не сбылось. Возможно, из-за частой ротации руководителей исполнительных органов власти. Едва успевают они обжиться на новом месте, как их перебрасывают на другую должность. А вот царские градоначальники создали два городских общественных банка — в Севастополе и в Балаклаве. Автор книги не без оснований связывает совершенствование городской системы банковско-кредитных учреждений с быстрым ростом на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков доходности севастопольцев. У нас такая связь едва просматривается, хотя как и прежде, Севастополь остается особой административно-территориальной единицей, хотя и без закона о его статусе, который залит бетоном государственно-политической неопределенности.