Он словно двужильный…

43 года капитан 1 ранга Анатолий Евгеньевич Сивак отдал Военно-Морскому Флоту. Из них 17 лет — службе на подводных лодках. 12 февраля ему исполнилось 70 лет.С Анатолием Сиваком мы познакомились в 1968 году. После Камчатки его перевели на подводную лодку С-76 старшим помощником, где я служил заместителем командира по политической части. Дел было невпроворот. Лодка находилась в постоянной готовности, в первой линии. Учения, тревоги, торпедные стрельбы проводились днем и ночью, в любую погоду. Наш экипаж по всем показателям лидировал среди подводных лодок Феодосийской бригады.

С приходом старпома боевая учеба стала проводиться еще эффективнее. Он успевал бывать всюду: на занятиях по тактической подготовке, на тренировках по борьбе за живучесть, на практических спусках под воду. В его работе была четкая система, он знал, чем занимается каждый подводник, начиная приемом пищи и заканчивая тренировками на боевом посту.

Он был словно двужильный. Несмотря на колоссальные физические и психические нагрузки, всегда бодр, подтянут, ни тени усталости на лице. Поражали его неиссякаемое трудолюбие, доверительные, человеческие отношения с людьми, высочайший профессионализм моряка-подводника. С ним можно было идти в разведку, на любые задания и быть уверенным, что в трудную минуту этот человек ради спасения товарища пожертвует собой.

Анатолий родился в семье военного морского летчика в Евпатории. Во время Великой Отечественной войны его отец Евгений Кондратьевич Сивак был награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями. В детской памяти Анатолия навсегда остались бетонная полоса, по которой поднимались в боевые полеты бомбардировщики, мама, провожающая отца в неизвестность со слезами на глазах, вой воздушных сирен и… Черное море: лучезарное до самого горизонта. Их семье повезло: отец выжил и в 1948 году был направлен в военно-морское училище в Тбилиси. Там учились дети погибших фронтовиков и те, кто навсегда решил посвятить себя военной профессии. Анатолий стал курсантом этого училища в 11 лет. Окончил его в 1954 году с серебряной медалью. Далее — Ленинградское высшее военно-морское училище подводного плавания, штурманский факультет. По окончании — распределение на Тихоокеанский флот. Первое назначение — командир рулевой группы подводной лодки С-333, базирующейся в порту Находка.

Экипаж стал родным домом. Был дружный, сплоченный коллектив, готовый выполнить в любой момент поставленную задачу. Лодка у причалов не задерживалась. Ее боевые галсы проходили в Южно-Китайском море, в водах архипелага Токара, приходилось ходить на рабочей и предельной глубинах в Токийском заливе. Свое дело Сивак знал отлично. При любых условиях ночью и днем, в шторм и в тихую погоду с филигранной точностью вел боевую прокладку встречных и проходящих целей. Данные элементов движения целей по первому требованию командира выдавал на главный командный пункт.

Особо запомнился Сиваку переход из Ленинграда на Камчатку новейшей (на то время) подводной лодки Б-50 641-го проекта. Шли Северным морским путем в зимнее время. Переход был тяжелым, но интересным с точки зрения судовождения. Изматывала качка. Холодный, леденящий ветер доставал до косточек. Корпус, боевая рубка, антенны покрывались ледяным панцирем. Весь экипаж, когда позволяла обстановка, скалывал лед, буквально выбиваясь из последних сил. Особая нагрузка легла на плечи личного состава штурманской боевой части и части связи. Нужно было добиться бесперебойной работы всех электронавигационных приборов, радиоприемников и радиопередатчиков. Была реальная угроза задержаться в ледяном плену на зимовку. Но лодка дошла до бухты Крашенинникова.

Новейший ракетоносец регулярно ходил в "автономки". Сивак уже исполнял обязанности помощника командира субмарины. Времени на семью было мало. Бывало, забежит домой на несколько часов в поселок Лохтажный, чтобы проведать молодую любимую жену Шурочку и крошку-дочку — и снова спешит на корабль.

Александра и Анатолий поженились в 1959 году. Она, выпускница Харьковского политехнического института, не побоялась уехать с молодым офицером на край земли. Все тяготы обустройства семейного очага легли на ее хрупкие плечи. Выдержала. Вырастила сына и дочь. Сегодня помогает растить внуков.

Командование высоко оценило службу офицера Сивака, приняло во внимание его высокий профессионализм и прикомандировало его к Дальневосточному морскому пароходству на теплоход "Ясноморск". На нем он практически обошел полмира — от Владивостока до Констанцы, обеспечивая боевые действия во Вьетнаме. Был во всех портах Вьетнама, прошел Индийский океан, Синдай, Токио, Сингапур…

После окончания командирских курсов Анатолий Сивак был назначен командиром подводной лодки С-49. И тут нас снова свела судьба. Я стал его заместителем. Скажу откровенно: я счастлив, что мне пришлось служить вместе с этим замечательным человеком. Он учился сам, учил подчиненных. Каждая минута, час, сутки были расписаны досконально. Каждый знал свое дело. Каждый был оценен объективно. Предъявляя жесткие требования, он в то же время заботился о подчиненных. За 17 лет службы на подводном флоте он не потерял ни одного человека, не было несчастных случаев с потерей трудоспособности. О годковщине вообще не могло быть и речи.

В середине семидесятых А.Е. Сивак окончил Военно-морскую академию им. Маршала Советского Союза А.А. Гречко с отличием. В выпускной аттестации указывалось: "достоин назначения на должность заместителя командира дивизии подводных лодок". Но этим планам не суждено было сбыться. Вмешалась госпожа болезнь. Пришлось списаться на берег. Так Анатолий Евгеньевич Сивак пришел на кафедру тактики и военной истории Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. Здесь он получил звание доцента.

В 1991 году А.Е. Сивак уволен в запас в звании капитана 1 ранга. Сегодня он продолжает трудиться в качестве преподавателя в Военно-морском институте им. П.С. Нахимова.

Другие статьи этого номера