Отдать нельзя продать

Городская государственная администрация направила в адрес городского совета проект решения о внесении изменений в ранее утвержденный депутатами документ N 49 «Об утверждении перечня земельных участков, право на аренду которых приобретается на земельных торгах». Главные изменения в предлагаемом проекте должны коснуться мыса Сарыч. Таким документальным образом руководство СГГА решило отстоять свою точку зрения о недопустимости продажи с аукциона четырех участков земли на самой границе Севастополя с Ялтой. И все бы ничего (кто же против сохранения земли в собственности громады?), да слишком много в этой истории противоречий.Решение о внесении в список предназначенных для аукциона земель четырех участков на мысе Сарыч городской совет принял летом 2006 года с подачи горгосадминистрации. Депутатам были представлены документы, из которых явствовало, что эти дорогие рекреационные участки выведены из категории земель лесхоза и препятствия для их продажи практически нет. Руководил в то время администрацией Сергей Иванов, и политика продажи с аукционов самой дорогой земли города — это плод работы его команды. Работы тяжелой, поскольку депутатский корпус XXIV созыва нововведение принимал сложно и всячески сопротивлялся открытым торгам. Теперь ситуация в городе кардинально поменялась. Пришедший по политическим спискам горсовет оперативно утвердил перечень и начал "давить" на администрацию в плане исполнения принятого решения. Команда Сергея Куницына, напротив, торопиться не стала. Явно просящиеся на аукцион участки стала потихоньку выпускать на торги, а относительно м. Сарыч заартачилась. В феврале 2007 года руководство СГГА назвало продажу участков на мысе обидным словом "разбазаривание", заявило, что не допустит вырубки зеленых насаждений, и предложило вновь закрепить эти земли за лесхозом (читай — государством).

Депутаты городского совета на заявление не то чтобы обиделись — изумились. Мол, истории вопроса и года нет, а какие диаметральности! Сели в машины и поехали на мыс Сарыч с целью ознакомительной экскурсии. В роли гида перед депутатами — членами комиссии по градостроительной политике, регулированию земельных и водных отношений выступил "земельный аксакал" — советник председателя городского совета Владимир Куценко, в резюме которого — создание и становление управления земельных ресурсов в Севастополе.

Увидев спорные земли, депутаты, прямо скажем, обалдели. Два небольших участка (3 и 3,5 га) действительно находились на лесистых склонах без прямых выходов к морю. А вот более крупные (5 и 8 га), по признанию самих депутатов, оказались "вообще шикарными". Например, пятигектарный участок мягко спускается к самому синему морю, причем с очень сильной натяжкой попадает в лесную категорию: отдельно растущие низкорослые кустарники, под такими на пустыре в районе бухты Круглой антиобщественные элементы отдыхают. Находится участок в районе действия оползня и изобилует грунтовыми водами, что процентов на 10-15 удорожит строительство на нем. Но ведь и срок аренды (в случае продажи этого права с аукциона) распространяется лет на 25-50, так что инвестор должен зайти туда с превеликим удовольствием. И отдать за эту землю, по подсчетам председателя комиссии депутата Дмитрия Белика ("Регион Севастополь"), миллионов 30-35 в гривенном эквиваленте. А это стоимость годовой программы "Кровля", на которую денег в бюджете города из года в год не хватает.

Примечательно, что от Южного побережья Большой Ялты этот участок отделяет кусочек севастопольской земли с очень интересной судьбой. "Два мэра назад" администрация передала его в пользование некоему юридическому лицу, минуя согласительное решение сессии городского совета. Теперь горсовет отстаивает свое попранное право распоряжаться коммунальной собственностью в судах, выступая истцом по делу о превышении полномочий СГГА. У администрации на это есть свое сформированное мнение: переданный в аренду участок носил государственную форму собственности, а значит, право распоряжаться им принадлежит исполнительному органу власти и горсовет вместе со своей громадой тут совершенно ни при чем.

Напоминая об этой истории средствам массовой информации, депутаты подразумевали аллегоричность случая. "Не хотелось бы, чтобы через год-полтора после отказа от аукционов эти земли оказались в руках коммерческих структур. А это — лучшие земли Севастополя", — высказал общее мнение Дмитрий Белик. "Я не удивлюсь, если после подобных заявлений о "разбазаривании" мы с вами увидим здесь очередную схему: как эту землю "умыкнут" из собственности территориальной громады и как тут вырастут какие-то новострои", — добавил Андрей Семенов ("Регион Севастополь"). А один из депутатов так просто оговорился, сказав: "Наша позиция: эти земли должны быть отданы на конкурентной основе, а не тем лицам, которые подали на них документы". "Это какие же лица?" — встрепенулась пресса. Оказалось, что депутат неправильно выразился…

Впрочем, при желании можно отыскать и подноготную депутатской активности. Например, гипотетически можно допустить, что некие очень богатые, но далекие от госуправления структуры просто мечтают купить эти кусочки севастопольской земли. И не за баснословные деньги по ценам вторичного рынка, а за реальные, "белые", аукционные. И, может быть, даже кому-нибудь они и обещали некие преференции (модное нынче слово), если эта земля пойдет на торги. Но, как бы там ни было, обвинения что в одну, что в другую сторону — всего лишь фантазии свободных слушателей. Почти однозначно лишь одно: рано или поздно земли на мысе Сарыч, по мнению заместителя председателя комиссии депутата Виктора Притулы ("Народная оппозиция"), будут застраиваться в соответствии с генеральным планом. "И только их продажа поможет нам реализовать социальные программы, которые мы обещали избирателям", — считает депутат.

Пока же депутаты, не принимавшие участия в экскурсии, поддержали мнение своих обалдевших коллег. Решением постоянной комиссии горсовета по градостроительной политике, регулированию земельных и водных отношений на мартовские пленарные заседания будут вынесены два проекта решения. Первый — администрации, исключающий участки на мысе Сарыч из списка подлежащих продаже. Второй — альтернативный проект, присуждающий этим землям категорию рекреационных, что не исключает права их продажи с аукциона.

Другие статьи этого номера