Управлять всей госсобственностью в Крыму теперь будет Севастопольское отделение ФГИ Украины

Фонд государственного госимущества Украины поручил своему региональному отделению (РО) в Севастополе выступить арендодателем госсобственности на территории всего Крыма и заменить на этом ответственном «посту» Фонд имущества АРК. Несколько ранее Кабинет министров Украины поднял арендные ставки за использование государственного имущества. Прокомментировать эти перемены мы попросили руководителя Севастопольского РО ФГИУ С.В. ФЕДОРЕНКО.

— Сергей Владимирович, что является главным для вашего коллектива: что Севастопольскому отделению "отдали" весь полуостров или что ставки аренды выросли?

— Оба новшества важны. Нашему отделению делегированы определенные полномочия по управлению госимуществом на территории всей АРК в связи с аннулированием Президентом Украины Виктором Ющенко указа от 18 августа 1995 г. "Об органах приватизации в Автономной Республике Крым". 31 января 2007 г. ФГИУ делегировал Севастопольскому региональному отделению функции арендодателя госимущества на полуострове, а ранее точно также были делегированы функции приватизации. Отмечу, что этот приказ не вызывает, мягко говоря, энтузиазма у руководства Крыма и Фонда имущества АРК, который пытается оспаривать решения ФГИУ. Свое решение глава ФГИ Валентина Семенюк аргументировала "усовершенствованием структуры и делением функций органов приватизации в части урегулирования арендных отношений на территории Крыма". При передаче полномочий подразумевается определенный "переходный период". Законодательно волю Президента должна утвердить в самом ближайшем времени и Верховная Рада.

— Почему Фонд имущества АРК так "проштрафился" и чем вы так выделились в системе ФГИ?

— Выделились (смеется), возможно, поневоле. Севастополь сегодня можно рассматривать как территорию стабильности на карте полуострова. Это — объективная причина. А субъективная — многолетние положительные показатели нашей работы и ярко выраженная тенденция роста выполнения плановых заданий. Например, в прошлом году мы дали бюджету 5 миллионов 300 тысяч гривен благодаря сдаче гос-имущества в аренду и еще более 5 миллионов 600 тысяч — от приватизации. На этот год только "по аренде" нам установлен план на сумму свыше 18 миллионов. В целом объемы работы отделения должны возрасти приблизительно в три раза.

— Но и штат, наверное, прибавили?

— В отделении теперь будет порядка 60 специалистов. На втором этапе реорганизации планируем открыть представительства в ряде крымских городов. Иначе нельзя: сейчас у нас в работе около 300 договоров аренды, а с учетом Крыма будет более 900.

— Среди переданных вам объектов Крыма есть те, которые "на слуху"?

— В противовес к будущему мнению, что все уже продано, скажу: госсобственности в распоряжении государства все еще более чем достаточно, и, как правило, это инфраструктурные объекты: казенные предприятия, порты, железная дорога, учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и многое другое.

Что касается будущей приватизации, то могу пока говорить только по нашему городу: планируется продажа оставшегося у государства 30-процентного пакета акций завода "Молот". Возможно, будет продаваться и Севастопольский хлебокомбинат им. Кирова, исключенный Верховной Радой из перечня объектов права госсобственности, не подлежащих приватизации.

Если вы хотите услышать о "скандальных" объектах, то это в большей степени относится к внеприватизационным процессам, например профсоюзному имуществу, которое в значительной степени утрачено для общества. Как считает ФГИУ, оно продавалось по "непрозрачным" схемам, поскольку на него не накладывалась жесткая схема оценки и конкурсной продажи госимущества. "Скандальным" продажам мимо ФГИУ потворствовала и печально известная статья 75 Хозяйственного кодекса, которая позволяла самим государственным предприятиям "отчуждать" основные фонды, в т.ч. здания, строения, сооружения, минуя процедуру приватизации и согласования с ФГИ. Как пример такой "непрозрачности" в Севастополе можно назвать продажу по нерыночным, на наш взгляд, ценам высотного здания КБ радиосвязи — того, что севастопольцы называют "домом с шаром".

— Законодатели, надеюсь, исправили положение, "заткнули" эту лазейку?

— Да, получив массу нареканий и предложений, в т.ч. от нашего фонда, они внесли изменения в законодательство, подразумевающие обязательное согласование с ФГИУ всех продаж таких объектов и исключительно на конкурсной основе.

— Есть ли какие-нибудь "сюрпризы" в вопросах аренды государственного и коммунального имущества?

— Есть такие изменения. И касаются они тысяч местных предпринимателей. 27 декабря 2006 г. постановлением Кабмина для них изменены и дифференцированы арендные ставки. Например, если раньше под видом деятельности "оказание бытовых услуг" можно было спрятать все, что угодно, начиная от авторемонта, моек и кончая парикмахерскими, то теперь детализация усилена. Каждой услуге — по ее прибыльности — соответствует ставка аренды. С другой стороны, стоимость аренды зависит от стоимости зданий, где предприниматели арендуют площади. Естественно, в центре они много дороже, чем на окраине. Это, конечно, некоторым политикам-бизнесменам не нравится, они даже инициируют критику в СМИ: якобы ФГИ нарушает Конституцию и ущемляет права арендаторов. Должен им ответить: нет, не нарушает, а блюдет интересы государства и его граждан! Хотя во многом теперь и за счет отдельных лиц, имевших дивиденды от ранее проведенной непрозрачной приватизации или заниженной арендной платы.

Отмечу, что некоторые ставки даже понижены, например, для некоторых категорий обществ, общественного питания, религиозных организаций. На данный момент мы пересмотрели уже более 100 арендных договоров. Для половины из них ставки повышены в интервале от 20 до 50 процентов. Но есть и такие, для которых плата увеличена в 8 и 10 раз, например для казино — 100%. Наиболее применимо изменение ставки для офисных помещений — с 10 до 15% от стоимости арендуемых площадей. Так что в среднем по городу ставки выросли в 1,2-1,5 раза.

— Но недовольные есть?

— Они есть всегда. Но, согласитесь, если из всех подписавших дополнительное соглашение к договору аренды более половины согласились на это добровольно, это о чем-то говорит! Да, будут и такие, которые не перезаключат договор и освободят арендуемые площади по судебному решению. Но в любом случае наши действия — не личная инициатива, они укладываются в обязанности, предписанные нам законом о бюджете-2007. Статья 118 прямо на это указывает: в целях приближения к рыночным ставкам аренды в течение полугода ФГИУ должен пересмотреть все договоры, за исключением бюджетных организаций, Пенсионного фонда.

— А сколько может стоить теперь арендуемый "квадрат"?

— Считайте сами. Например, одно из частных медучреждений не в центре после повышения ставки до 20% за 1400 квадратных метров, включая лестницы, коридоры и т.п., будет платить казне 22000 гривен в месяц без НДС. Приближаются к коммерческим ставки и для предпринимателей, которые арендуют помещения в центре. Мы исходим из того, что в центре "квадрат" стоит сам по себе порядка тысячи долларов США, а кое-где и выше. А всего несколько лет назад начинали "отсчет" с $200-300. Но тут важно не перегнуть палку: есть уже случаи, когда предприниматели уходят, отказываясь от новых ставок. На мой взгляд, такой перегиб уже существует в отношении коммерческих учебных и медицинских учреждений, складских помещений.

— Возвращаясь к объектам Крыма, не получится ли так, что вы придете принимать объект, а там уже почти все приватизировано?

— Да, у нас есть уже информация, что, к сожалению, внутри целостных имущественных комплексов есть "вкрапления" коммерческих структур, причем необязательно уже приватизированных. Просто они возводятся по так называемым соглашениям о "совместной деятельности" и прочим "лукавым" схемам типа долгосрочных — на 49 лет — договоров аренды. Фонд госимущества выступает категорически против подобной практики. Могу привести такой пример и по Севастополю: по такому 49-летнему договору арендная плата в том же ЦКБ "Черноморец" для "Акара" на порядок ниже, чем у соседей-коммерсантов.

— У вас есть рычаги воздействия на таких "удобно устроившихся"?

— Только один — закон. Мы анализируем правовую составляющую и в случае нарушения передаем материалы в суд и правоохранительные органы.

— Помнится, ФГИ по стадиону "Чайка" суд даже выиграл. И что?..

— Это процедура очень "долгоиграющая", но все же, поспорив в судах три года, мы доказали право государственной собственности на этот объект. Сейчас ведем подготовку его продажи на конкурсной основе. Но нам постоянно суют палки в колеса структуры, заинтересованные в существующем "статус-кво". Наша позиция — максимально "прозрачно" его продать, причем с сохранением спортивного профиля. Есть уже инвесторы, которые поняли, что спорт — очень выгодный вид бизнеса. Решать вопрос с палатками и прилавками — дело не наше, а будущего собственника. А потом он и будет строить на этой территории современный спорткомплекс, необязательно даже чисто футбольный.

— Мы подошли к самому, пожалуй, интересному вопросу. По новому закону госимущество будет продаваться вместе с землей, на которой находится. Разработан ли механизм этой процедуры?

— Да, эти статьи 82-83 закона о бюджете-2007 вносят очень серьезные изменения в законодательство, в частности в Земельный кодекс и приватизационное законодательство. Теперь продавцами земельных участков могут выступать ФГИ и его региональные отделения. Но есть тонкость: недвижимое имущество и имущественные комплексы МОГУТ продаваться вместе с землей, а объекты незавершенного строительства — ОБЯЗАНЫ. Мы еще ждем постановления КМУ, которое должно прописать процедуру продажи земли. Подчеркиваю: только несельскохозяйственного назначения и только под объектами, намеченными для приватизации.

— Получается, что ФГИ — обладатель очень многих "лакомых кусочков"…

— Скорее, теперь у нас сконцентрирована, хотя все еще и не полностью, функция отчуждения госимущества и земли под ним. Раньше эта функция была рассыпана, а потому не очень координировалась и контролировалась. Законодатели, наконец, озаботились, чтобы направить весь процесс отчуждения в цивилизованное русло. Хорошо, если б это было раньше. Но имеем то, что имеем…

— То есть вас, упрощенно говоря, поставили исправлять положение. А вы не боитесь километровых очередей "претендентов" в коридорах или уже "обиженных" митингующих, причем со всего Крыма, на площади под вашими окнами?

— Мы как солдаты: поручили — будем выполнять. Чтобы не было очередей, стараемся работать оперативно и квалифицированно. Тем более что обращения уже есть. Будут, конечно, и сложности. В том числе и со стороны властных структур различного уровня.

— А право "последней подписи" у вас?

— В том, что касается продаж и аренды — да, у органа приватизации. Нормативные акты определили им ФГИУ. Что касается "плакатов и палаток" под окнами, чтобы их не было, мы используем одно надежное законное средство — полную прозрачность аукционов и конкурсов и их гласность, с которой, надеюсь, ваша газета поможет.

— Спасибо!

Сергей КОШКИН.

P.S. С 1 марта 2007 г. в соответствии с приказом главы ФГИ Украины В. Семенюк РО ФГИУ в г. Севастополе переименовано в региональное отделение Фонда госимущества в Автономной Республике Крым и г. Севастополе.

КСТАТИ.

Минобороны Украины может выставить на продажу около 300 военных городков. В целом до 2011 года планируется освободить еще 700, заявил министр обороны Анатолий Гриценко в интервью еженедельнику "Контракты".

Другие статьи этого номера